АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ: РАЗМЕР
Размер авторского вознаграждения — количество благ или средств, передаваемых автору за его произведение.
Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
Существует несколько способов исчисления авторского вознаграждения.
• за авторский печатный лист (исходя из установленной сторонами ставки авторского листа). См. Полистный гонорар/Авторский договор.
• построчно — по объёму произведения в строках, исходя из установленной сторонами ставки за 1 строку.
• постранично — по объёму в стандартных печатных страницах.
Вознаграждение может быть аккордным, как установленная сторонами и независимая от объёма произведения договорная сумма. См. Аккордный гонорар/Авторский договор.
Вознаграждение может быть единовременным, содержать повышающие (например, за оперативность) или понижающие (например, за необходимость той или иной доработки произведения) шкалы, коэффициенты.
Вознаграждение может определяться в процентах к отпускной цене проданных за определённый срок экземпляров книги, произведения.
Размер вознаграждения также может определяться в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или с особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре общей суммы либо иным образом.
В частности, в качестве авторского вознаграждения издатели практикуют выдачу авторам части тиража произведения. Чаще всего в авторском договоре указывается общая сумма, связанная с созданием произведения, включая материальные затраты авторов.
В г. Москве, РФ разрабатывается ряд справочников по ставкам гонорара, однако они не охватывают всех видов творческих работ. Для решения вопросов оценки произведений создаются творческие комиссии, члены которых оценивают представленные произведения. Ситуация такова, что в каждой отдельной организации, выполняющей те или иные виды работ, удобнее разрабатывать свои внутренние тарифы, охватывающие типичные комплексы работ и отвечающие специфике деятельности редакции или издательства на рынке.
В области рекламы, как и в других высокоинтеллектуальных творческих сферах, также весьма непросто установить размеры индивидуальных вознаграждений художникам, фотографам, графикам, журналистам, верстальщикам, другим творческим работникам. Такую функцию может принять на себя профессиональная организация, творческий союз, в частности, худсовет, редколлегия и т.д.