12 июня 1915 год
12 июня 1915 г. – противосамолётное подразделение капитана Василия Васильевича Тарновского в районе г. Пултуска (Польша) сбило немецкий аэроплан. В этот день впервые в русской армии из специальных зенитных орудий уничтожен самолёт противника. Вскоре на счету сформированной 1-й Отдельной автомобильной зенитной батареи появилось 10 сбитых неприятельских самолётов. Первая в России специализированная зенитная часть появилась на свет 18 (5 по старому стилю) марта 1915 г. Ею стала Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту, на вооружении которой стояли зенитки образца 1914 г., установленные на шасси грузовиков «Руссо-Балт». 18 марта 1915 г. сформирован первенец российской ПВО – Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту. В начале ХХ в. развитие авиации шло настолько быстрыми темпами, что к началу Первой мировой войны она прочно вошла в состав вооружённых сил всех крупнейших воюющих держав. И первое место среди них принадлежало России: она имела в строю 263 самолёта, в т.ч. 4 уникальных многомоторных дальних бомбардировщика «Илья Муромец», и оставила позади всех союзников и противников. Имея такой крупный воздушный флот, Российская империя отдавала себе отчёт, что на всякое оружие найдется свой щит – и вела его разработку. Русские военные были хорошо осведомлены о том, что за рубежом ведутся работы над противоаэропланной артиллерией. Наибольших успехов в этой области к 1910 г. достигли немцы и французы, сумевшие адаптировать стоящие на вооружении пушки среднего калибра – 47 мм и 72 мм – для стрельбы по воздушным целям. Известно было в России и о том, что зенитную артиллерию с первых дней стремятся сделать максимально мобильной, для чего размещают орудия на автомобильном шасси, причём стараются бронировать машины, чтобы обезопасить личный состав. Пока рабочие-путиловцы собирали первые зенитки, а «Русско-Балтийский вагонный завод» – автомобили, на которых их предстояло установить, на фронт отправили другие батареи, предназначенные для борьбы с аэропланами. Их вооружили малоприспособленными для зенитной стрельбы 75-миллиметровыми морскими и 76-миллиметровыми полевыми пушками – по четыре в каждой батарее. Всего таких батарей в Кронштадте сформировали три и отправили их в Варшаву, на защиту Варшавской крепости... Первым командиром первой специализированной зенитной части в России назначен человек, приложивший максимум усилий для её появления: штабс-капитан В.В. Тарновский. Это решение в министерстве обосновали необходимостью «дальнейшего усовершенствования системы на основании боевого опыта». 19 марта 1915 г. в разгар боевых действий штабс-капитан Тарновский отрапортовал о том, что батарею можно считать сформированной: «5-го сего Марта в батарею прибыли с Путиловского завода 4 установленные на автомобили орудия для стрельбы по воздушному флоту. Орудия эти уже испытаны на главном артиллерийском полигоне стрельбою и испытания прошли хорошо. Донося о сём, прошу об отдании в приказ по школе и для донесения в Главное управление Генерального штаба, что: 1) батарею следует считать сформированной 5-го сего марта; 2) посадка на железную дорогу для выступления на театр военных действий может быть совершена 10-го сего марта; 3) что для погрузки батареи потребуется подвижной состав, состоящий: из одного классного вагона I или II класса, двух теплушек по числу 78 нижних чинов, 12 платформ по числу 12 автомобилей и одного крытого товарного вагона для мотоциклетов и клади, всего 16 вагонов и платформ. Состав эшелона: 3 офицера, 1 классный чин, 78 нижних чинов, 12 автомобилей и 4 мотоциклета». Помимо четырёх собственно артиллерийских автомобилей, на которых установлены зенитки Тарновского-Лендера, в распоряжении батареи поступали четыре частично бронированных автомобиля – зарядных ящика, роль которых играли трёхтонные грузовики «Руссо-Балт М 24/40», а также три легковых автомобиля для офицеров и команды связи и кухня-цейхгауз на автомобильном шасси. Четыре же мотоцикла предназначались для разведчиков. В таком составе первая в России Отдельная автомобильная батареи для стрельбы по воздушному флоту 2 апреля (20 марта) 1915 г. отбыла на Северо-Западный фронт. Свою первую победу она одержала 12 июня (30 мая) 1915 г. в районе польского города Пултуск, когда ей удалось шрапнельным снарядом подбить немецкий аэроплан, упавший позади русских позиций. А общий боевой счёт батареи, которая 4 ноября (22 октября) 1915 г. получила новое название – 1-я отдельная автомобильная батареи для стрельбы по воздушному флоту (в связи с тем, что тем же приказом начштаба главнокомандующего №172 сформирована вторая подобная батарея; а всего в годы Первой мировой войны созданы и воевали девять зенитных автобатарей), достиг десятка вражеских самолетов, и это только те, о падении которых получены достоверные данные.