Leave feedback
Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

23 июля 1911 год

Начался групповой перелёт лётчиков из Петербурга в Москву

23 июля 1911 г. – начался групповой перелёт лётчиков из Петербурга в Москву. Тысячи петербуржцев собрались на Комендантском аэродроме, чтобы проводить в небо смельчаков воздушного марафона по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Часть аппаратов, взлетевших в тот день, были двухместными. На бипланах типа «Фарман» взлетели: Маслеников, Костин и Агафонов. У всех троих в качестве пассажиров были механики. У Костина – Злуницын. Присутствие «личного» механика на борту давало большие преимущества лётчикам, пилотирующим двухместные машины. В три часа утра взлетает сигнальная ракета, раздается пушечный выстрел, и один за другим в воздух поднимаются пилоты С. Уточкин, М. Лерхе, Г. Янковский, А. Васильев, М. Кампо-Сципио, Б. Маслеников, Н. Костин, А. Агафонов и В. Слюсаренко. Старт на Комендантском аэродроме взяли девять самолетов, но только один – «Блерио XI» А.А. Васильева, – достиг Москвы. Расстояние в 725 километров Васильев преодолел за 24 часа 41 минуту и 14 секунд, причём лётное время составило только 9 часов 30 минут. Первый в истории перелёт по маршруту Петербург-Москва, соединивший два города линией воздушной связи. Не долетев до Новгорода, разбился аэроплан Слюсаренко, потерпел аварию «Фарман» Масленикова, погиб пассажир Шиманский. Лётчик Васильев позднее писал: «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти». Именно Васильев прилетел в Москву – последний момент у него отказал мотор, – на освещенное кострами Ходынское поле он спланировал в полной тишине. В 1914 г. Васильев добровольно ушёл на фронт. В одном из разведывательных полётов его аэроплан подбит, а сам он попал в плен. После неудачного побега тяжело заболел и умер в немецком лагере.