3 ноября 1906 год
3 ноября 1906 г. – на Второй международной радиотелеграфной конференции в Берлине делегаты 29 стран утвердили SOS в качестве единого для всех сигнала бедствия. В азбуке Морзе на всех языках такой сигнал выглядел одинаково: три точки – три тире – три точки. Таким образом, сигнал выбран из чисто технических соображений. Ещё до изобретения в начале 1890-х годов радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Первый сигнал о бедствии на море передан 17 марта 1899 г. одним из плавучих маяков, располагавшихся в районе Гудвин Сэндс, обширной отмели в проливе Ла-Манш, когда неподалеку от него на мель село торговое судно «Elbe». 6 февраля 1900 г. состоялась первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море... Ещё в мае 1895 г. российский учёный Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал прибор, названный им «грозоотметчик», который предназначен для регистрации электромагнитных волн. Этот прибор считается первым в мире аппаратом безпроводной телеграфии, радиоприёмником. Изобретением сразу же заинтересовались на флоте. В 1897 г. при помощи аппаратов безпроводной телеграфии Попов впервые осуществил приём и передачу сообщений между берегом и военным судном... Однако практический дебют системы Попова состоялся позже – в ноябре 1899 г. российский броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» напоролся в Финском заливе на подводную скалу возле острова Гогланд. Для ускорения спасательной операции требовалась безперебойная связь с командованием в Петербурге. Решено использовать безпроводной телеграф системы Попова. Необходимое оборудование на Гогланд завез ледокол «Ермак». Система заработала не сразу, но к 6 февраля 1900 г. удалось установить надёжную связь. И именно в этот же день около другого финского острова – Лавансари – оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Попов принял сообщение и передал его капитану ледокола «Ермак», участвовавшему в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесённых на льдине в открытое море». Ледокол немедленно вышел в море и успешно спас 27 рыбаков. Это сообщение стало первой официальной русской радиограммой. К апрелю 1900 года броненосец «Апраксин» был успешно снят со скалы. Радио, называвшееся тогда «безпроводным телеграфом», использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на море. Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше. Только летом 1901 г. радист парохода «Лэйк Чэмплейн», ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания»... На судах стали появляться радиостанции и появилась необходимость в стандартизации коммуникаций. В 1903 г. в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы находились в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 г., и утверждал, что «станции безпроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён. Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия. Первоначально предложенный сигнал – CQD – утверждён 7 января 1904 г. «Циркуляром №57» компании «Marconi International Marine Communication Company», и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. CQD – первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя – D – добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger – опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает «Идите быстрее, опасность». В виде азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено выбрать другие. В 1906 г. в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В работе берлинской конференции приняли участие представители двадцати девяти стран, в т.ч. Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Основным вопросом повестки дня конференции стало установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передаётся тремя точками и из-за своей простоты выбрана для первой трансатлантической передачи. О – тоже достаточно (— — —). Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S. Так и создан сигнал SOS После утверждения единого сигнала бедствия радиостанции всех этих стран должны принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм. Надо заметить, что в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов, которую или передавал радист или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно.