30 марта 1613 год
30 марта 1613 г. совершил свой подвиг костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин. Иван Сусанин являлся вотчинным старостой села Деревеньки Костромского края. Ранней весной 1613 г. он взят в проводники отрядом польской шляхты до села Домнино – вотчины Романовых, где скрывался со своей матерью только что избранный на престол царь Михаил Фёдорович. Спасая царя, Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что убит озверевшими поляками. Первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, стала жалованная грамота 1619 г. царя Михаила Фёдоровича зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками...». Однако в первом источнике ничего не говориться о канонической истории – уводе отряда на погибель в болото. Согласно нему, Иван Сусанин отказался показывать путь к местонахождению молодого царя и умер под пытками, так и не выдав тайны. Первые отклонения от традиционного описания героических действий Сусанина появляются в XVIII в., в указе от 19 мая 1731 г. Здесь выявляются подробности, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина. В 1864 г., опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вёл себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «... верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России». По существу, Иван Сусанин спас новую династию русских царей. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В 2005г. появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там археологи нашли его останки. Та находка не была случайной – археологи перекопали землю вокруг трёх деревень под Костромой, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где раньше долгое время было болото. Там же откопали и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам - тем, которых Иван Сусанин завёл в болото. Лишь один крест являлся православным и состоял из осколков. Похоже, что этот крест разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину. Изучили найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной. В Российском центре судебно-медицинской экспертизы провели генетические исследования останков. Для идентификации учёные вскрыли ещё и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение. Вывод: найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых. Экспертиза помогла восстановить и внешний вид народного героя: «мужчина восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45-50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра», говорится в заключении. А погиб он от удара по голове, что вполне совпадает с известной всем легендой. Видимо, что Сусанин – это не фамилия. В первой половине XVIIв. у людей незнатного происхождения фамилий не было. Они именовались по имени и отчеству, которое образовывалось от имени отца или матери. Сусанин, скорее всего, – сын Сусанны. И, выходит, вырастила его мама. А отчество Осипович – выдумка беллетристов, ведь будь у Ивана отец Осип, его бы звали Иван Осипов, а не Сусанин. Бытует мнение, что Сусанин зря собой пожертвовал. Дескать, царь Михаил Фёдорович с матерью в марте 1613 г. скрывался в хорошо укреплённом Ипатьевском монастыре, и поляки все равно бы до него не добрались. Однако в грамоте 1619 г. царь сам сообщает: «были на Костроме», не указывая, где именно были. Зато понятно, что Сусанин точно знал, где царь. А коль Михаил Фёдорович крестьянина посмертно облагодетельствовал, значит, подвиг его и впрямь был не напрасен. В 1851 г. по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского в Костроме воздвигнут монумент, посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Он представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила, и склонённую перед ним фигуру национального героя, на пьедестале – барельеф с изображением гибели Сусанина. После революции 1917 г. монумент демонтирован. Ныне существует памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. А. Лавинского, который установлен в городском сквере в 1967 г. В райцентре Сусанино (бывшее Молвитино) есть музей подвига Ивана Сусанина. Музей располагается в церкви Воскресения Христова, которая изображена на картине Саврасова «Грачи прилетели».