3 апреля 1696 год
3 апреля 1696 г. в Воронеже спущены на воду 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера, построенные по указу Петра I. Предпринятый Петром I в 1695 г. поход тридцатитысячной армии к Азову завершился полным провалом. Осада Азовской крепости и её штурм не принесли успеха и привели к значительным потерям. Полная блокада Азова была невозможна без русского флота. Вражеские суда без всяких препятствий плавали в Азовском море и снабжали турецких солдат провиантом, оружием и боеприпасами. Пётр прекрасно понимал, что главной причиной поражения является отсутствие сильного военного флота, который бы смог под единым командованием и при тесном взаимодействии с армией изолировать причерноморскую крепость со стороны моря и помешать доставке осаждённому врагу продовольствия и подкреплений. Осада Азова прекращена. Царь вернулся в Москву с намерением следующей весной повторить поход на крепость в устье Дона от города Воронежа, но сначала построить там за несколько месяцев военную флотилию. Воронеж выбран базой флота по нескольким причинам. Первое, город расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес. Второе, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей. Третье, недалеко находилась липецкая железная руда. Четвёртое, местные жители имели достаточный опыт в постройке речных судов. 4 ноября было принято решение о строительстве военно-морского флота в Воронежском крае. Были созданы строительные компании - «кумпанства». Кроме главной Воронежской верфи Пётр организовал ещё несколько. Был возведён Адмиралтейский двор, служащий как арсеналом верфи, так и резиденцией царя. Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 г. с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. К его приезду в срочном порядке приготовлен двор воронежского подьячего Игната Моторина, расположенного поблизости от корабельной верфи. Первое жильё царя в городе называлось «Государев шатёр», который стал главным органом военного кораблестроения и одновременно служил походной канцелярией правителя. Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Главнокомандующим назначен приехавший в город в марте воевода Алексей Шеин. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ. Государь постоянно писал в Москву письма с поручениями своим соратникам и помощникам: генералу Францу Лефорту, Фёдору Ромодановскому и Тихону Стрешневу, Льву Нарышкину, Андрею Кревету, дьяку Андрею Виниусу. Везде речь велась о строительстве судов, о корабельных мастерах, о заготовке материалов, о матросах. Пётр в течение поездки 1697-1698 гг. изучил полный курс артиллерийских наук в Кёнигсберге, полгода трудился плотником на верфях в Амстердаме, осваивал корабельную архитектуру и черчение планов, закончил курсы кораблестроения в Англии. По приезду весной 1699-го в Воронеж, Пётр лично провёл «государев экзамен», чтобы убедиться, как постигли морское дело дворяне, обучавшиеся в Европе. 25 апреля Петр лично проэкзаменовал 72 человека, из них 68 провалились! Государь был крайне недоволен – иностранные мастера отнеслись к наставничеству небрежно. Неважно обстояли дела и на Воронежской верфи – «кумпанства» отдали строительство подрядчикам, а те (естественно!) пеклись лишь о своей выгоде, суда сооружали абы как, а карманы набивали туго. Пётр стал вершить строгий суд. Кого-то в ссылку, кого-то всенародно били кнутом и тоже ссылали. Строительство флота обошлось дорогой ценой. Донесение английского посла в Лондон от 14 марта 1705 года: «В настоящее время в Воронеже находятся почти совсем готовые от 40 до 50 военных кораблей, из которых наибольшие имеют 80 или 90 орудий». Пётр I требовал скорейшей доставки на воронежскую судоверфь разобранных галер, прибытия голландского инженера Мейера, быстрой поставки особых ясеневых брёвен из тульских лесов, ускорения поездки в Воронеж архангельских матросов. Помощники незамедлительно выполняли все поручения царя. По приказу Петра к Воронежу для строительства судов собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них нашлось немало умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов. Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота. Галеры спускались на воду одна за другой, велась постройка двух больших кораблей. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Однако корабль, как оказалось, не был готов полностью, и достраивали его уже в пути на Азов. Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению. Азовский флот создан за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней – галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани – город Таганрог. Всего в 1696 г. Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азов и получить долгожданный выход в Азовское море. Неофициальный символ Воронежа – Город, в котором царь создал военно-морской флот России, – сохранил память о великом реформаторе. Возобновлены работы над проектом памятника в 1857 г. Уже новый губернатор Н. П. Синельников продолжил дело предыдущего по воплощению идеи в жизнь. Император Александр II отдал распоряжение о выделении из государственной казны некоторой суммы на возведение памятника Петру I в Воронеже. Кроме этого, он велел проверить на соответствие времени обувь у скульптурного Петра. Над созданием будущего сооружения на бумаге работал архитектор Д. И. Гримм, рисунок которого воплотил в скульптуре А. Е. Шварц. Внешность царя была воспроизведена с величайшей точностью с посмертной маски. Император был «одет» в мундир Преображенского полка. Отливали памятник на фабрике Санкт-Петербурга. Основой памятника служили отшлифованные гранитные плиты, доставленные по реке Дон в Воронеж. В 1860 г. появился первый в России памятник Петру I в Воронеже. В историческом центре города, на пересечении улицы Степана Разина и проспекта Революции, находится сквер, который назван в честь царя Петра I – Петровским. Памятник Петру I установили на гранитный постамент, лицом он направлен к центральной улице города. Надписи сделаны из бронзы. С одной стороны памятника – «Императору Петру Великому, 1860». С противоположной стороны – «Воронежские дворяне и граждане». Памятник открыт 30 августа 1860 года под 101 залп артиллерийских орудий. На открытии памятника присутствовал направленный в Воронеж Азовский полк. Но дальнейшая судьба памятника Петру I печальна. Сразу после революции от директора краеведческого музея Воронежа, который решил выслужиться перед новой властью, поступило предложение о сносе памятника Петру I, но горожане отстояли монумент. А вот во время оккупации противостоять фашистам не смогли. В 1942 г. по приказу оккупационных немецких властей сняты два бронзовых памятника и вывезены из города на переплав. Это были памятники Петру I и Ленину. О Петре I память осталась в виде опустевшего гранитного постамента. По окончании войны воронежцы обратились к властям города с просьбой о восстановлении памятника Петру I. Просьба удовлетворена. Конечно, такого прецедента в истории не было, чтобы правительство Советского Союза сооружало памятник императору. Но специальным постановлением правительства решение принято. Памятник Петру I в Воронеже по описанию очевидцев, по сохранившимся фотографиям, гравюрам, открыткам и документам музеев создавали скульпторы Г. А. Шульц и Н. П. Гаврилов. Правда, они решили внести две поправки в создаваемый образ Петра I. Первая – это придать динамику скульптуре, сделав полы кафтана на царе развевающимися на ветру. Вторая поправка – это сам облик Петра I. Он «помолодел». Так как Петру I было от 21 до 32 лет в то время, когда он строил флот на верфях города, это изменение приветствовалось. В 1947 г. скульпторы создали рабочую модель памятника, которая выставлена на обозрение воронежцам. Потом создана скульптура из гипса, а затем отлита из бронзы на заводе художественного литья в Мытищах. Новый памятник Петру I в Воронеже возведен на ожидавшем его постаменте и открыт в 1956 г. Петровский сквер – любимое место воронежцев. В 2003 г. он реконструирован, на месте старого здания за памятником теперь возвышается «Петровский пассаж». В 2009 г. горожане выбрали неофициальным символом Воронежа памятник Петру I. Фото на память делают у памятника приезжающие в город туристы, и свадебные кортежи тут всегда останавливаются. В сквере любят отдыхать в тени деревьев пожилые люди и мамы со своими малышами.