Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

3 апреля 1801 год

Первое пушечное ядро отлито в цехах Кронштадтского чугунолитейного завода
3 апреля 1801 г. – первое пушечное ядро отлито в цехах Кронштадтского чугунолитейного завода, перенесённого в Санкт-Петербург по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 г. Этот день, в который выпущена первая продукция, считается Днём рождения завода. В 1844 г. на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов. C 1868 по 1880 гг. заводом владел российский предприниматель Н. И. Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского. В этот период на заводе пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов. В 1874 г. образовано акционерное «Общество Путиловских заводов». После 1880г. на заводе начато строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 г. – производство паровозов. В 1900 г. Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1910-х годах завод активно развивает судостроительное направление деятельности, рассчитывая получить крупные военно-морские заказы. В 1911 г. на заводе спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1912 г. основана отдельная производственная площадка – «Путиловская верфь», ныне ОАО «Северная верфь». Во время Первой мировой войны на заводе производилась доработка закупленных в Англии броневиков «Остин»; в 1916 г. на базе этих бронеавтомобилей разработана собственная модификация – «Остин-Путиловец» (собирался на заводе уже после Октябрьской революции, в 1918 – 1920 гг.) В феврале 1917 г. на Путиловском заводе – крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда – работало 36 тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля, переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 г. в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде. В 1924 г. на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство. В конце 1920-х налажен выпуск трамваев, которыми завод обезпечивал не только родной город, но и другие регионы. В 1933 г. на заводе выпущена серия автомобилей Л-1. Этот автомобиль в дальнейшем доводился и строился на московском «ЗИСе». 17 декабря 1934 г. через 16 дней после убийства С.М.Кирова, заводу присвоено название «Кировский завод». В 1939 г. на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск. До 1941 г. на заводе выпущено 125 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец» и с 1934 г. тракторов «Универсал». До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику – танки Т-28 и артиллерийские орудия. В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» – крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. В этой связи 6 октября 1941г. «Танкограду» присвоено официальное наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске». Но часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, оказавшийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику. За годы войны на территорию завода упало 4 680 снарядов, 770 бомб, 139 рабочих и инженеров убито осколками бомб и снарядов, 788 – получили ранение, более 2 500 – умерли от истощения. За ремонт танков в осаждённом Ленинграде Кировский завод награждён орденом Отечественной войны I степени. Была вполне реальной и угроза захвата завода. Поэтому из числа рабочих сформированы собственный артиллерийский дивизион, три стрелковые роты, истребительная, пулемётная и танковая, минометный, сапёрный и разведывательный взводы, обслуживающие подразделения. Кировский превратился в «крепость в крепости». На Урале, между тем, начал работать в полную силу Танкоград. Или, как он, согласно указанию Сталина назывался официально, – Челябинский Кировский завод. Надо сказать, что без специалистов с Ленинградского Кировского завода этот проект заработал бы едва ли: крёстным отцом его, поставившим производство на ноги, был Исаак Зальцман, директор Кировского завода в Ленинграде, возглавивший Танкоград. В кратчайшие сроки ему ужалось наладить производство КВ и КВ-2 на Урале. Летом 1942 г. он получил указание начать выпуск среднего танка Т-34. До этого на заводе средних танков не выпускали, специального оборудования для этого установлено не было, да и вообще, необычным для того времени делом было производство двух столь разных машин на одном предприятии. Но Зальцману удалось справиться, организовать производство: первые «тридцатьчетверки» сошли с конвейера всего через месяц с небольшим. К 1942 г. немцы разработали эффективное средство борьбы с тяжёлыми танками – термитные снаряды, прожигавшие прежде неуязвимую броню. Ленинградский ополченец Василий Чуркин вспоминал: «Недалеко от моста стояло около десяти наших подбитых танков. Среди них были маленькие, средние и даже большие танки «КВ» (Клим Ворошилов). Экипажи находились внутри, мёртвые. Метрах в четырёхстах по ту сторону моста, на обочине дороги стояла небольшая сорокапятимиллиметровая немецкая пушка, разбитая нашим снарядом. Она и подбила наши танки. Пушка стреляла термитными снарядами на таком близком расстоянии прямой наводкой без промаха. Снаряд, ударившись о броню танка, не отскакивал от нее, а мгновенно воспламенялся, развивая температуру до двух тысяч градусов, и металл в этом месте плавился. У танка заклинивало башню или же он загорался. Как новинку военной техники, пушку эту разобрали и увезли в Ленинград». И тогда на смену КВ пришли ИСы – танки «Иосиф Сталин». Новая машина оказалась немецкой артиллерии не по зубам: в этом тяжёлом танке, разработанном, кстати, в Ленинграде, в КБ Котина на Кировском заводе, сведены воедино все лучшие черты его предшественников. ИСы стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом для немцев: они с лёгкостью пробивали броню немецких тяжёлых танков на дальностях до двух километров. Германское командование даже в приказном порядке запретило своим танкистам вступать в бой с этими танками. Сложно сказать, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определённо, танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными. Недаром лозунгом кировских ремонтников был: «Один восстановленный танк спасает сто бойцов!» А без разработок конструкторов Кировского завода не было бы и новых танков, ставших серьезным козырем в войне. Но за победу предприятию пришлось заплатить серьёзную цену, рассчитаться разрушенными цехами, уничтоженными станками, поредевшим кадровым составом.В блокадном городе завод вел собственную войну, продолжая существовать и работать буквально в двух шагах от фронта. Начиная с 1948 г., передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска, и завод продолжил работу в Ленинграде в полном объёме. В 1948 г. освоено производство гусеничных тракторов КТ-12 (выпускался до 1951 г.) В 1954 г. на заводе создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 г. изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в 1961 г. – газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода «Парижская коммуна». С 1964 г. на заводе организовано серийное производство тракторов «Кировец». В 1992 г. акционирован, создано ОАО «Кировский завод» (управляющая компания).
Год:

1801

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть