10 апреля 1917 год
10 апреля 1917 г. художник Марсель Дюшан на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке выставил «скульптуру», которую назвал «Фонтан». Это был обычный белый фаянсовый писсуар, который он купил в магазине сантехники в Нью-Йорке. Единственное, что изменил художник, – на боку писсуара красовалась подпись выдуманного автора: R. Mutt 1917. («R. Mutt» – Р. Дурак). «Фонтан» выставлять на выставке не стали, но о «Фонтане» узнали: о нём спорили, его прославляли или ненавидели. Некоторые зрители даже видели в очертаниях писсуара силуэты Мадонны или Будды. «Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством», – говорил художник. Так «Фонтан» произвёл революцию. Благодаря Дюшану в искусстве появилось новое понятие: «реди мейд». Берётся готовое изделие, дальше следует переосмысление художника (например, предмет переназывается), и арт-объект готов. Художник доказал: чтобы придумать нечто новое, необязательно его создавать – все, что может стать произведением искусства, уже есть в окружающем мире. Т.е. реди-мейды – это уже готовые объекты, которые из привычной среды обитания переносятся в новый контекст.