23 апреля 1942 год
23 апреля 1942 г. защищая «Дорогу жизни», в небе над Ладогой погиб лётчик-истребитель, старший лейтенант Алексей Тихонович Севастьянов – исполнитель первого ночного тарана в небе Ленинграда. 4 ноября 1941 г. (в ночь на 5 ноября 1941 г.) на глазах у всего блокадного Ленинграда лётчик-истребитель Алексей Тихонович Севастьянов на И-153 «Чайка» сбил тараном захваченный прожекторами немецкий бомбардировщик, а сам спасся на парашюте. Обломки немецкого самолёта «Хейнкель-111» упали в Таврический сад, советский истребитель «Чайка» упал на Басковом переулке. После столкновения в воздухе Севастьянов остался жив, ему присвоено звание Герой Советского Союза. 26 сентября 1941 г. над Шлиссельбургом он в паре с Моховым сбил самолёт «Юнкерс-88». В ночь на 28 сентября 1941 г. Севастьянов на своём И-153 уничтожил вражеский аэростат, с которого немцы вели корректировку артиллерийского обстрела Невского проспекта. 5 ноября 1941 г. младший лейтенант Севастьянов совершил первый ночной таран вражеского бомбардировщика над Ленинградом, за что ему 6 июня 1942 г. присвоено звание Герой Советского Союза. Обломки немецкого самолёта «Хейнкель-111» упали в Таврический сад, спасшийся на парашюте пилот бомбардировщика задержан ленинградцами на улице Маяковского, а советский истребитель «Чайка» упал на Басковом переулке. После столкновения в воздухе Севастьянов остался жив. Ночью 13 марта 1942 г. он трижды поднимался в воздух на штурмовку укреплённых пунктов врага в районе Шлиссельбурга. Приказом войскам Ленинградского фронта №648/н от 30 марта 1942 г. старший лейтенант Севастьянов, командир эскадрильи 26-го истребительного авиаполка, награждён орденом Ленина. На момент представления к ордену Ленина, он произвёл 75 вылетов днём и 25 вылетов ночью, провёл 32 воздушных боя и 7 штурмовок живой силы противника. Сбил 2 самолёта противника в группе и 1 лично. 16 апреля 1942 г. Алексей доставил командованию ценные разведывательные данные о базировании авиации противника. Алексей Тихонович Севастьянов погиб около посёлка Рахья Всеволжского района Ленинградской области 23 апреля 1942 г. во время выполнения задания по защите Дороги жизни. В тот день большая группа Ме-109 нависла над аэродромом. С нею отважно вступили в бой две «Чайки». Севастьянов и лётчик Николай Щербина поднялись им на выручку. Они находились в самом невыгодном положении: «Мессеры» ожидали их взлёта. Сразу же завязался неравный бой. Враги напали на Щербину. Пренебрегая смертельной опасностью, Алексей попытался его прикрыть. Один из «Мессеров» зашёл сзади и расстрелял «Чайку» Севастьянова. Машина загорелась. Она быстро теряла и без того малую высоту. Смертельно ранен и сам лётчик. Алексей не смог ни сдержать падения машины, ни выпрыгнуть с парашютом. Комиссар М. Т. Ермолаев от имени всего личного состава писал в деревню Холм матери Алексея: «Мария Ниловна, как комиссар части, где служил ваш сын, я считаю своим долгом сообщить вам, что ваш сын геройски погиб при исполнении служебных обязанностей. Лёша был для нас самым лучшим боевым другом. Он, как герой, дрался с воздушными пиратами и всегда выходил победителем. Его горячо любили трудящиеся города Ленина, и нередко можно было увидеть его портрет на предприятиях. Не раз он рисковал жизнью ради спасения ленинградцев и счастья своего народа». 15 июня 1971 г. в торфяном болоте, на глубине полутора метров обнаружен самолёт Севастьянова. Сохранились останки лётчика, орден Ленина, удостоверение личности, его записная книжка, компас, часы, пистолет, ракетница. 21 июня 1971 г. жители Ленинграда участвовали в захоронении праха прославленного лётчика. Сотни тысяч ленинградцев вышли отдать долг памяти одному из тех, кто пожертвовал жизнью, чтобы отстоять город на Неве. Почти через весь город по самым оживлённым проспектам – Суворовскому, Невскому, Майорова, Измайловскому, Московскому, Гагарина – проехал в сопровождении почётного караула бронетранспортёр с орудийным лафетом, на котором установлен гроб с останками героя. Похоронен на Чесменском кладбище в Санкт-Петербурге.