АДАПТАЦИЯ
Адаптация (лат. аdaptatio — прилаживание, приноравливание, приспособление; англ. adaptation) — 1) приспособление организма к условиям внешней среды. 2) переработка текста с целью его приспособления к типу умственного восприятия целевой группы читателей, как правило, путём упрощения, замены малопонятных слов, изложения более простым, «приспособленным» для такой цели языком. Например, адаптированная литература. См. также Правка. 3) процесс приспособления, переделки (аранжировки — в аудиосистемах) одного к другому (объекта к объекту; системы к системе; объекта к системе и т.д.)
В процессах адаптации речь идёт о приспособлении малого к большому. Например, конкретного текста к газете, книге, лекции, сценарию, мелодии или категории читателей. В адаптированном виде (для школьников; студентов вузов и т.д.) в России издаётся иностранная художественная литература на оригинальном языке.
В науках о человеке под адаптацией понимается процесс приспособления организма к изменяющейся среде. Здесь человеку приходится осваивать среду, принимать её условия, т.е. приспосабливаться к новым формам взаимодействия, ценностям, нормам. У человека адаптация к внешним и внутренним условиям регулируется не только потребностями, но и комплексами отношений с другими людьми, социальными институтами, обществом в целом. Конкретные способы адаптации определяются личными данными человека, социальной группы, а также целью более крупной системы.
Адаптация в юриспруденции означает приспособление внутригосударственных норм к новым международным обязательствам государства.
Процессы адаптации всегда возникают при смене человеком каких-либо систем, в которые он входит. Например, при переезде в другое государство, при переходе от централизованной к рыночной экономике. Адаптация требует от человека гибкости, переключаемости, способности быстро перестраиваться. Чем короче период адаптации, тем успешнее действует человек, предприятие, организация.
Рекламная, информационная, рыночная, социальная, экономическая — всем этим и другим видам внешней среды свойственно быстро меняться. Поэтому быстрота приспособления к происходящим или предстоящим изменениям предопределяет успех, в т.ч. и в рекламе.
Адапционность (приспособляемость) различных информационных, технологических, социальных, психологических и иных систем является основой эффективности оперативных рекламных кампаний, «рекламных залпов», проводимых с помощью различных средств.
Социальные цели рекламы достигаются, в частности, посредством помощи потребительским группам сориентироваться и адаптироваться к изменчивой рыночной ситуации, а также в объективном содействии к лучшему выбору.
Существуют различные основания адаптации человека к внешней среде:
• на физиологической основе. Такая адаптация проявляется в изменении частоты пульса; дыхания; приспособлении глаз к интенсивности освещения; приспособлении к теплу и холоду; запахам; шуму и т.п.;
• на социальной, психологической, экономической, технологической и т. п. основе.
Адаптированный текст — текст, приспособленный для определенного восприятия. Такие тексты требуются, как правило, для людей, изучающих иностранный язык, других категорий малоподготовленных читателей.
Адаптированные тексты могут рассматриваться как самостоятельные произведения.
Некоторые виды адаптации не относятся к восприятию малоподготовленных читателей. Например, высокопрофессиональным руководителям требуется терминологическая адаптация, сжатые изложения и т.п. Примером адаптации такого рода может служить дайджест, обзор событий.
Коадаптация — взаимное приспособление систем друг к другу.
Сенсорная адаптация (лат. sensus — чувство, ощущение) — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на определённый орган чувств раздражителя.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к изменяющимся условиям в обществе.
Стрессовыми факторами обычно являются резкое изменение внешних условий (экономический кризис; переход от одной системы к другой, например, от социалистической к рыночной; переезд на новое место жительства и т.п.) и внутренних условий (возрастные периоды; переживание предательства друзей или крушения надежд и т.п.)
Адаптировать (англ. adapt to) — подвергнуть адаптации; приспособить.
Адаптогенное действие — действие, повышающее скорость приспособления организма к стрессам (перепады температуры и влажности воздуха при кондиционировании, избыточное излучение — от солнца, компьютера и т.д.)
Адаптогенным действием обладают биодобавки, которые используются в аромакомпозициях, косметических средствах.
Адаптационный — свойственный процессам приспособления, адаптации.
Адаптационный период (англ. period of adaptation) — время, необходимое для адаптационных изменений.
Адаптироваться (англ. adapt to) — пройти период адаптации.