БЮДЖЕТ
Бюджет (фр., англ. budget; ст.-фр. bougette – кошелёк) — 1) смета (роспись, таблица, ведомость) денежных доходов и расходов (физического или юридического лица), утверждённая этим лицом (вышестоящим органом) на определённый срок и на определённые цели. 2) совокупность личных (семейных) доходов и расходов за определённый период.
Символ: мешок с деньгами.
Слово «бюджет» родилось в древней Франции и означало «кожаный мешок». А древнеанглийская легенда говорит, что канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь о состоянии финансов.
Бюджет является удобным инструментом учёта количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия. Он позволяет проверять сбалансированность, соответствие прихода и расхода экономических ресурсов.
В зависимости от целей выделяют следующие виды бюджетов:
государственный (федеральный, региональный, местный);
бюджет предприятия;
семейный (личный).
Государственный бюджет — финансовый документ страны, представляющий собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д.
В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Федеральный бюджет Российской Федерации (сокр. ФБ РФ) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обезпечения задач и функций государства.
Является частью бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемой и исполняемой федеральными органами власти.
С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределения и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации.
С материальной точки зрения федеральный бюджет – это сконцентрированный в границах государства централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении федеральных органов власти.
С юридической точки зрения федеральный бюджет – это правовой акт, утверждаемый в форме федерального закона и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.
Вместе с консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет России. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России.
В ведении Российской Федерации федеральный бюджет находится в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, п. «з»), а Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок его формирования и исполнения. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами России. Территориально, доходы федерального бюджета распределены неравномерно, так 28% всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ, 16% — Москва, 10% — Ямало-Ненецкий автономный округ, 5% — Санкт-Петербург, таким образом, четыре субъекта Российской Федерации дают до 60% всех поступлений налогов в федеральный бюджет.
Внебюджет – денежные средства государства, имеющие исключительно целевое назначение и в силу этого не включаемые в государственный бюджет.
Синоним: внебюджетные средства.
Внебюджет – представляет собой разговорное сокращение от термина внебюджетные средства. В письменной речи внебюджет используется расширительно и может заменять собой термины «внебюджетное отделение», «внебюджетный фонд» и т.д. Слово образовано от прилагательного «внебюджетный» и является сокращениям. Словари русского языка рекомендуют писать слитно «внебюджет».
Внебюджетные средства – денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые для финансирования социальных нужд населения. Внебюджетные фонды аккумулируют денежные средства, взимаемые в виде отчислений от прибыли компаний.
Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обезпечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет предприятия – календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании.
Бюджет предприятия (организации, компании, фирмы) составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов. Составляется в форме баланса доходов и расходов.
Семейный бюджет — план доходов, расходов и накоплений, описывающий возможности всех членов семьи в определённый период времени.
Бюджет времени — бюджет, в котором сопоставляются располагаемое и расходуемое время.
Целевой бюджет — вид бюджета, разработанного для определённых целей. Реализация какой-либо программы, плана, акции требует разработки такого бюджета.
Потребительский бюджет — среднестатистический баланс доходов и расходов семьи, группировки которого отражают уровень жизни различных слоёв населения.
Бюджетная линия — кривая, точки изломов которой соответствуют комбинации предельно возможного количества товаров в наборе, которые могут быть куплены исходя из ограниченного бюджета потребителя.
Бюджет Геллера — бюджет городской семьи из четырёх человек; одна из наиболее известных потребительских моделей в США.
Семья в таком бюджете представлена мужем, женой, сыном в 13 лет и дочерью в 8 лет. Они потребляют типовой набор товаров и услуг. Их стоимость исчисляется в рыночных ценах текущего года.
Рекламный бюджет — сумма средств, выделенных на организацию и осуществление рекламной деятельности.
Рекламный бюджет является частью общего бюджета продвижения товара, заложенного в план маркетинга. Таким образом, определённая доля маркетингового бюджета выделяется для целей маркетинговой коммуникации, рекламы.
Размер бюджета важен с точки зрения плана рекламы или кампании, поскольку определяет то, сколько рекламы может себе позволить организация. Объём бюджета также определяет, сколько кампаний и целевых аудиторий способны поддерживать фирма или марка. Промышленные фирмы обычно имеют меньшие бюджеты на рекламу, чем производители потребительских товаров.
Выбор средств рекламы и узкие целевые рынки отражают размеры их бюджетов. По этой причине такие фирмы в своей рекламе часто полагаются на прямую почтовую рассылку, коммерческие публикации и телемаркетинг /101, с. 251/.
Бюджет рекламной кампании — размер средств, предназначенных для достижения намеченных целей в ходе рекламной кампании.
Основой такого бюджета является план, учитывающий, в частности, целевые аудитории, средства информации и рекламы, методы и качество воздействия, непрерывность (кратность) рекламы и т.д.
При распределении финансов устанавливается, какая сумма будет потрачена на каждое средство рекламы, размеры затрат по неделям и месяцам, размеры затрат на географические зоны и т.д.
Методы определения рекламного бюджета — принцип формирования и исполнения средств, предназначенных для целей рекламы.
Метод целей и задач — метод определения рекламного бюджета, основанный на затратах, необходимых для достижения поставленных целей /101, с. 252/.
Данный метод заключается в конкретизации цели, постановке задачи и определении состава затрат, необходимых для решения задач. Часто требуется ответить на вопросы типа, какова цель, сколько и каких потребителей необходимо проинформировать?
Метод процента от сбыта — способ расчёта бюджета, основанный на зависимости между затратами на рекламу и объёмом сбыта /101, 252/.
Определение бюджета здесь заключается в сопоставлении общего объёма сбыта с общими затратами на рекламу (или продвижение в целом) в предыдущий год или в среднем по прошлым годам для расчёта затрат на текущий период.
Такой метод также используется для сравнения рекламных затрат различных товарных категорий.
Например, если фирма в прошлом году достигла объёма сбыта в 5 млн долл., а рекламный бюджет составил 1 млн, то соотношение затрат на рекламу к объёму сбыта равно 20%. Если прогнозируется уровень сбыта на следующий год на уровне 6 млн. долл., то рекламный бюджет должен составить 1,2 млн долл.
Расчёт такого бюджета является пошаговым.
Первый шаг: прошлые затраты на рекламу/прошлый объём сбыта = % затрат на рекламу. Второй шаг: % затрат на рекламу Х прогноз объёма сбыта на будущий год = новый рекламный бюджет.
Метод конкурентного паритета — определение рекламного бюджета, при котором размер бюджета связывается с долей рынка, которую занимает товар. Для понимания этого метода необходимо понять концепцию рыночной доли товара в сознании покупателя. Из этого следует, что присутствие рекламодателя в средствах рекламы влияет на долю внимания, которую привлечёт товар. Это, в свою очередь, повлияет на то, какую долю рынка сможет завоевать этот товар /101, с. 252/.
Эту взаимосвязь авторы монографии «Реклама: принципы и практика» формулируют так:
Доля в средствах рекламы = Рыночная доля товара в сознании покупателя = Доля рынка.
Это соотношение часто является приблизительным. На самом деле, оно в значительной мере зависит от таких факторов, как качество рекламного обращения и загруженность средств рекламы. Поэтому простое увеличение доли рекламного присутствия не означает равного увеличения занимаемой доли рынка, поскольку соответствующая доля рынка может быть как меньше, так и больше /101, 253/.
Бюджетировать – устанавливать бюджет, производить роспись доходов и расходов.
Бюджетный – относящийся к бюджету.