Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ЗЕЛЁНАЯ КАРТА

Зелёная карта (англ. Green Card) — 1) документ, предоставляющий право при наличии страхового полиса, таможенных и иных материалов безпрепятственного проезда легкового, грузового, автобусного и иных автотранспортных средств по дорогам стран-участниц Соглашения о Зелёной карте. 2) символ европейского политического и экономического сотрудничества как на уровне правительств, так и на уровне национальных и частных страховых компаний.

Зелёная карта удостоверяет наличие гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и является международно признанным документом. Такая карта имеет строго установленные реквизиты, по которым можно определить срок действия, выдавшую эту карту страну, тип машины, модель подвижного состава и т.д. Независимо от страховой компании, продавшей Зелёную карту, перечень обязательных требований является идентичным.

Стержневой целью системы Зелёной карты является экономическая защита интересов третьих лиц, пострадавших в результате ДТП, совершённого иностранным водителем на зарубежной территории. В случае ДТП на территории страны посещения потерпевшим (третьим лицам) возмещается ущерб, связанный с ДТП и тем самым реализуется гражданская ответственность. Урегулирование претензий (выплата страхового возмещения потерпевшей стороне) производится местными (зарубежными) бюро Зелёной карты по месту ДТП. Например, если иностранный держатель полиса нанёс ущерб третьей стороне в стране пребывания, то национальное бюро, к которому он обращается, должно полностью возместить ему ущерб.

По системе Зелёной Карты при каждой зарубежной поездке должна быть застрахована гражданская ответственность владельца автотранспортного средства, т.е. гарантировано материальное возмещение возможного ущерба в результате ДТП.

Международная система страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта, именуемая системой Зелёной карты, введена с 1 января 1953 г. по указанию Экономического и Социального Совета ООН. Система неоднократно совершенствовалась и универсальный договор об этом в окончательной редакции введён в действие с 1 января 1991 г.

На 01.01.98 г. система Зелёной карты объединила 37 государств, в т.ч. 18 западноевропейских, 7 ближневосточных, африканских и других стран. Россия присоединилась к этой системе только в 2009 году. На начало 2022 года она действовала уже на территории 48 стран. В каждой стране-участнице системы «Зелёная карта» есть Моторное бюро, которое занимается всеми вопросами по функционированию данной карты. В России это Российский Союз Автостраховщиков – Российское Бюро «Зелёная карта». Но с 1 июня 2023 года между Российским союзом автостраховщиков (РСА) и государствами ЕС, а также Швейцарии и Великобритании прекратят действовать двусторонние соглашения, так что покупка «Зелёной карты» для россиян, решивших отправиться в путешествие по Европе на собственном автомобиле, покупка такого полиса станет безсмысленной. Как и для европейцев, решивших проехать на своём автомобиле по российским дорогам. Но уже выданные полисы продолжат действовать до окончания своего срока, все обязательства будут выполнены. К тому же «Зелёная карта», выданная российским автовладельцам, продолжит действовать в Азербайджане, Молдавии и Белоруссии.

Однако Россия к Универсальному договору Зелёной карты не присоединяется, хотя её интересы в этой системе представлены косвенно.

Стоимость «Зелёной карты» формируется на основании трёх факторов: тип транспортного средства, срок пребывания за границей, перечень стран посещения. Она фиксированная и устанавливается РСА. Согласно условий соглашения, страховые компании не имеют права продавать её дороже или дешевле, поэтому на «Зелёную карту» не бывает скидок, бонусов, промокодов и спецтарифов. Как правило, цена на «Зелёную карту» меняется не чаще одного раза в год, но данные по стоимости обновляются ежемесячно. Так на конец 2022 года полис Зелёная карта «Все страны», оформленный на 15 дней, обходился автовладельцам в 2 320 руб. Максимальная 12 месяцев - 28 090 руб. Зелёная карта «Беларусь, Молдова, Украина, Азербайджан»:минимальная 15 дней - 790 руб., максимальная 12 месяцев - 5 270 руб. (при поездке на 15 дней на легковом автомобиле владелец должен оплатить от 25 до 48 долл. США, а на грузовом — 50–60 долл. США), что повышает себестоимость перевозок и снижает прибыли российских автотранспортных компаний. Основная доля прибыли от страхования гражданской ответственности российских владельцев автомобилей оседает в зарубежных страховых компаниях.

См. Автотранспортное страхование

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть