Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БАЛКАРЦЫ

Балкарцы — тюркский народ, проживающий в России, в Кабардино-Балкарии, что на Северном склоне Большого Кавказа; коренной народ Балкарии. Фактически являются единым народом с проживающими в соседней Карачаево-Черкесии карачаевцами.

Самоназвание: таулула, малкъарлыла (второе – стало общим для всех балкарцев после Октябрьской революции 1917 г. в России)

Общая численность – около 135 000 человек (2021 г.)

Балкарские диаспоры есть в Казахстане и в Киргизии, они возникли на территории этих стран в результате депортации балкарского народа в Центральную Азию в 1942 г. Однако некоторые балкарские семьи подвергались депортациям и до событий 1942 г. Так, в результате насильственной коллективизации, которую проводили большевики в 1920-1930-х годах, в Центральной Азии оказались 508 высланных балкарцев и 887 карачаевцев. В основном, так называемых «кулаков» из Балкарии и Карачая депортировали в Казахскую ССР и в Узбекскую ССР, некоторое число репрессированных оказалось также и в Киргизской и Туркменской ССР.

В этногенезе балкарцев, как и родственных им карачаевцев, значительную роль сыграли кыпчакские (половецкие) кочевники, которые ассимилировали местное и аланское население.

Французский учёный Г.Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других учёных, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что балкарцы произошли от древних кавказских болгар, выделяясь из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств.

Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространён на Северном Кавказе. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамлённые темными ресницами, чёткие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространён карий цвет радужки наряду с чёрными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. С возрастом балкарцы начинают выглядеть также солидно, представительно, нередко кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи, кыпчакской группы, отличающемся сложной фонетикой и грамматикой, поскольку в нём сохранились древнетюркские элементы. Помимо этого, используются сразу три системы исчисления: четверичная, десятичная, двадцатеричная. Сохраняется незначительное диалектное членение. Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Придерживаются мусульманского вероисповедания.

Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками-политеистами. У них был распространён культ камней, священных деревьев, анимизм. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествлённое небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы. Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажжённая волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода. Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога, а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил.

Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

С XVII в. среди балкарцев начал распространяться ислам. До XIX в. наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований.

Ныне большинство жителей является суннитами. Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.

Традиционная духовная культура балкарцев включает различные календарные (Сабантой, Голлу) и другие праздники, разнообразный фольклор, нартский эпос, обрядовые, трудовые, исторические и т.п. песни, сказки, благопожелания (алгъыш) и т.д. В деревнях отмечаются праздники весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается ритуальное умерщвление быка или барана.

Балкарская народность сложилась в эпоху феодализма, который, наряду с патриархальными пережитками, господствовал до отмены крепостного права у балкарцев в 1867 г.

Издревле балкарцы селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жильё разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Также у балкарцев были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В XIII в. татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения.

XVII в. стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий. Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия имелся свой свод правил.

В начале XIX века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства XIX-XX веков. После революции 1917 г. народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошёл экономический подъём региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Окончательной этнической консолидации балкарцев способствовали образование Кабардино-Балкарской АО (1922 г.), затем Кабардино-Балкарской АССР (1936; в настоящее время Кабардино-Балкарская Республика.

За год до окончания Великой Отечественной войны балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Депортация балкарцев – чёрная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. балкарцам разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество. В ноябре 1954 г. МВД СССР издал распоряжение «о снятии с учёта бывших кулаков, оставленных в 1947 г. году на спецпоселении по национальному признаку».

К концу 1954 «кулацкая ссылка» завершена для 725 чеченцев, карачаевцев и балкарцев, однако всех их сразу включили в состав депортированных народов с соответствующим поражением в правах. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.

В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида.

В 1993 г. утверждён национальный флаг с двуглавой горой Эльбрус по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодёжь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Основное традиционное занятие балкарцев – отгонное скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот, лошади); занимались также пашенным террасным земледелием, охотой. Домашние промыслы: обработка шерсти, сукноделие (у женщин), обработка металла, кожи, дерева (у мужчин).

Традиционное жилище – каменная сакля с плоской земляной кровлей или двускатной крышей; с ростом семьи к жилищу пристраивались комнаты для новобрачных (отоу). Жилища феодалов имели кунацкие и боевые башни.

Традиционная одежда сходна с одеждой кабардинцев и других соседних народов.

В пище преобладают мясомолочные продукты; характерны шашлык из печени (жалбаур), колбасы, пироги (хычин) и другие, излюбленный напиток – кислое молоко (айран).

В общественной и духовной жизни балкарцев испытали заметное влияние соседей-кабардинцев, но у них дольше сохранялась патронимия.

Одной из отличительных особенностей балкарцев, как и других кавказских народов, является почтительное отношение к старшим по возрасту. Считается недопустимым оскорбить или даже перебить в разговоре родителей, стариков, не прислушаться к их мнению.

Женщина обладала меньшими правами, чем мужчина, но, будучи матерью и женой, также пользовалась почитанием. Девушке не позволяли самой выбирать мужа – за неё решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом. Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с её решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у неё был другой возлюбленный, он мог её выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Сегодня в Кабардино-Балкарии насчитывается около сотни маленьких сел, которые населяют только балкарцы. Больше всего их в Чегемском, Черекском, Эльбрусском районах и в Верхней Балкарии. В других районах, ближе к равнине, села часто смешанные – там живут и балкарцы, и кабардинцы. В каждом балкарском селении простые жилища соседствуют с древними постройками, а поблизости людные туристические места. Балкарцы чаще всего живут традиционным скотоводством и торговлей на бойких туристических базарах: там продают шерстяные изделия и сувениры и держат кафе с национальной кухней.

Балкарский — присущий балкарцам и Балкарии, относящийся к карачаево-балкарскому языку, национальному характеру, образу жизни, культуре и истории, территории проживания балкарцев, внутреннему устройству; всё то, что исходит от балкарцев и Балкарии.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть