Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БАШКИРЫ

Башкиры — коренной народ Башкирии (Республика Башкортостан) в составе Российской Федерации, входит в пятёрку самых многочисленных народов России.

Самоназвание: башкорт.

Общая численность башкиров, проживающих в мире, составляет 1,35 млн чел. (на 1995 г.)

По итогам переписи населения 2021 года, в России проживает 1 571 879 башкир или 1,2% всего населения страны, в т.ч. в Башкирии — 864 тыс. чел. По данным переписи 2020 года, крупные диаспоры башкир есть в Казахстане – 17 263 чел., на Украине – 4 253 чел., в Туркмении – 3 820 чел., Киргизии - 1 111 чел. и других странах бывшего СССР.

Язык — башкирский, относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи языков, имеет разветвлённую диалектную структуру.

Верующие — мусульмане-сунниты. В настоящее время в столице Республики Башкортостан – г. Уфе – действуют духовные управления мусульман Башкортостана и всей России. В 2002 году в регионе действовали 609 мусульманских общин: 334 в подчинении башкирского ДУМ, 271 в подчинении российского, 4 в подчинении московского Духовного управления мусульман «Ассоциации мечетей». Мусульманам принадлежат 464 культовые здания в республике. С 1991 г. действуют уфимский Исламский институт имени Р. Фахретдинова.

Расовый состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных рас.

Насчитывается 160 разноязычных написаний и выдвинуто около 40 толкований этнонима «башкорт». Некоторые народы, в т.ч. казахи, именуют башкир иштяками.

По проблеме этногенеза башкир существуют разные теории: финно-угорская теория происхождения башкир, тюркская, иранская теория происхождения башкир. Но основной считается обоснованная точка зрения, согласно которой в происхождении башкир и формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли древнетюркские племена южно-сибирского и центральноазиатского происхождения при участии финно-угорского и сармато-аланского населения.

Первые упоминания о самобытном народе, расселившемся по отрогам Уральского хребта, датируются IX в. нэ. Историки и антропологи придерживаются мнения, что это были предки современных башкир. Более того, уже на тот период они значительно выделялись среди соседей, имели собственную культуру.

Древнебашкирские племена появились в степях Причерноморья и Приазовья вместе с печенегами, тюрками, хазарами и берендеями. Упоминание о проживающем на этой территории народе встречается у Геродота, который назвал местное население агриппеями, пишет, что «говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами». В конце X в. об аргиппеях уже не говорили, поскольку к этому времени уже сформировался башкирский этнос.

В 922 году на землях, которые населяли башкиры, побывал посол багдадского халифа Ибн Фадлан. Он отмечал, что местные племена отличаются воинственным нравом и смелостью. Путешественник пишет, что между собой они очень сплочены. Также перс отмечал, что башкиры в ту пору поклонялись двенадцати богам. Судя по всему, среди почитаемых духов были покровители сил природы и скотоводства – основного традиционного занятия народа.

Позднее персидский путешественник Рашид-ад-Дин писал о башкирах: «Точно так же народы, которых с древнейших времён и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, русов, черкесов, башкир Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары».

К X веку южноуралъские степи становятся местом кочёвок большей части башкурдов и бурджан.

В начале XI в. здесь появляются айлинцы, другие племена, входившие в состав огузского племенного объединения.

На территорию формирования башкирской народности в X–XI вв. начали проникать кыпсакско-половецкие племена. Первоначально контакты башкир с кыпсаками были незначительны.

В XIII в. башкиры покорены монголами и вошли в состав Золотой Орды. В этот период влияние кыпсаков на формирование башкир, а также татар, казахов и других народов региона становится решающим. Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.

С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о башкирских товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир.

Однако сами башкиры страдали от набегов и гонений со стороны киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.

После распада Золотой Орды территория исторического Башкортостана входила, частично, в состав Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды. Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 гг.) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой. Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства. Большую роль в культурном общении народов края начиная с XVI в. играло русское население.

Разгромив Казань, Иван Грозный обратился к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царём.

В соглашении чётко оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (примечательно, что кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, союз с Москвой отвечал её глобальным интересам башкирского народа. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.

Исключительность отношений башкир и России отражена в «Соборном Уложении» 1649г., где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., стало введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 г. По указу от 10 апреля 1798 г. башкирское и мишарское население края переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России.

Крупные изменения системы кантонного управления предприняты в 30-х гг. XIX в. Из башкирского и мишарского населения края образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов.

В ходе реформ 1860—1870-х гг. в 1864—1865 гг. кантонная система отменена, и управление башкирами перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. На протяжении XVI–XX вв. в их состав включились различные группы татар-тептярей. Происходило сближение башкирского и татарского народов, стирание различий в зоне активных контактов.

С большим патриотическим подъёмом на стороне Российской империи башкиры встретили начало Первой мировой войны. Общий боевой настрой пошатнулся лишь после Великого отступления. Мобилизация и реквизирование лошадей у крестьян привели к сокращению производства хлеба и вводу продуктовых карточек.

В 1916 г. упало и промышленное производство, начались забастовки.

После Февральской революции активизировалось башкирское национальное движение. Сначала его участники созвали Всебашкирский курултай и решили создать «демократическую республику на национально-территориальных началах» в составе России.

После Октябрьского переворота на третьем курултае провозглашена территориально-национальная автономия Башкурдистан. Поначалу республика поддержала белых. Но когда белое движение возглавил А.В. Колчак, выступавший против любых автономий, башкирское правительство начало переговоры с большевиками.

В 1919 г. Башкурдистан перешёл на сторону красных. Подписано «Соглашение Советской власти с Башкирским правительством об образовании Автономной Башкирской Советской Республики». Правда, уже в следующем году ВЦИК принял постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». На основе этого документа республика лишена политического и экономического суверенитета, гарантированного «Соглашением». Это, а также начавшаяся в регионе продразвёрстка привели к партизанской войне между красным правительством и группами местных несогласных. Руководители восстания были пойманы и казнены.

На фронты Великой Отечественной войны мобилизованы более 700 тыс. местных жителей. В самом Башкортостане была развернута сеть военных госпиталей, в Уфу начал ходить санитарный поезд. Помимо этого, в регион эвакуировали более 100 промышленных предприятий, несколько образовательных учреждений (две Академии Вооружённых сил) и даже Исполком Коммунистического Интернационала.

Во время перестройки снова активизировалось национальное движение. 11 октября 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете. В 1992 году субъект Федерации получил своё нынешнее название – Республика Башкортостан.

Культура, обычаи и традиции башкир.  Поскольку долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, основным их занятием являлось кочевое скотоводство, которое в ряде случаев сочеталось с другими типами ведения хозяйства. Такой стиль жизни оказал влияние на все виды материальной культуры местных народностей. В частности, на популярные виды ремёсел – вышивку, обработку кожи, создание ковров, выделку войлока. При этом башкиры были известны как первоклассные кузнецы. Из серебра они создавали ювелирные украшения, а из олова – пули и дроби. Именно башкирский промышленник – Исмагил Тасимов – предложил создать в Санкт-Петербурге горное училище (сейчас – горный университет). После башкирских восстаний местным жителям запретили заниматься кузнечным делом. Постепенный переход к осёдлой жизни несколько изменил традиционный уклад башкир. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Поскольку языческие верования народа постепенно сменились на ислам, патриархат стал основополагающим принципом устройства семьи.

Некоторые традиционные особенности башкирского быта сохранились и в наши дни. К примеру, и сегодня в семьях родство строго делится на материнскую и отцовскую линии – от этого зависит наследство потомков. При вступлении в брак старшие дочери и сыновья получали часть наследства, однако большая часть его вместе с домом передавалась младшему из детей. В старину было принято, что младший сын вместе со своей семьёй живёт в родительском доме. В его обязанности входила забота об отце и матери. Как и несколько веков тому назад, современные башкиры за невесту дают калым – своего рода выкуп. В наши дни он часто представляет определённую сумму денег, но в старину калым давали платками, тканями, лисьими шкурами. Размер калыма показывает статус семейства жениха.

Кочевой образ жизни оставил отпечаток и на национальной кухне. Главными её особенностями являются обилие мясных и долго хранящихся продуктов. Поэтому в рационе башкир традиционно много сухофруктов, сухих ягод, колбас и вяленого мяса. Легендарной стала любовь башкир к конскому салу. Ещё одна особенность башкирской кухни, – подавать молочные продукты вместе с мясом.

Одежда башкир зависела от возраста и региона. Шили её из овчины и домотканых (иногда – покупных) тканей. И женщины, и мужчины носили штаны с широким шагом. Костюм башкирок отличается яркостью. Например, халат «елән», украшенный аппликациями и монетами, или безрукавные камзулы с яркой вышивкой. Костюм башкир состоял из казакинов, полукафтана и чекменей. Обязательным атрибутом мужской одежды был пояс, на который вешали нож и большую кожаную сумку.

Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников является прилёт грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.

Примечательным весенним праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.

Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.

Яркий и богатый башкирский фольклор распространился и в соседние регионы, а потому сегодня его влияние можно заметить и у русских. Башкиры сохранили множество эпосов, причём существуют предания с сюжетом и без него. Наверное, самым популярным жанром народного творчества стали сказки. В них герои часто сталкиваются с потусторонними существами – духами, призраками, ведьмами. Благодаря таким преданиям можно лучше понять, как видели мир предки башкир.

Самым известным башкиром является национальный герой и талантливый писатель Салават Юлаев – активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва – родился в 1754 году в деревне Текеево. После разгрома пугачёвского войска и пленения самого Салавата, его вместе с отцом отправили на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.

Салават Юлаев до сих пор остаётся гордостью башкирского народа, его любят и уважают его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. В честь него названы улицы во многих городах России и Беларуси, футбольный клуб и ледовый дворец в Уфе, установлено множество памятников, о его жизни снят фильм и поставлена опера, а сам он изображён на гербе Республики Башкортостан.

Не меньше, чем Салаватом Юлаевым, башкирский народ гордится прославленным советским башкирским композитором Загиром Исмагиловым. Он родился в 1917 году, работал на лесозаготовках, но случай привёл его в Башкирский театр драмы, где он играл на национальном музыкальном инструменте курае и фортепиано. Перед войной стал учащимся консерватории. Во время учёбы начал писать музыкальные композиции. В годы войны был артистом фронтовых бригад, писал патриотические песни, давал сольные фортепианные концерты. В 1982г. он получил звание народного артиста СССР. Написал множество опер, среди которых особо выделяются «Салават Юлаев», «Акмулла».

Ещё один герой башкирского народа – Муса Гареев – лётчик, участник Великой Отечественной войны, родился в 1922 г., летать учился на аэродроме Башкирского аэроклуба при ОСОВИАХИМ. После окончания лётной школы города Энгельс, в 1942г. ушёл на фронт. Гареев начинал летать в звании сержанта, а ушёл в отставку в звании полковника. За боевые заслуги дважды награждён Звездой Героя СССР, орденами и медалями. После войны Муса Гареев командовал полком, он умер в 1987г. Захоронили героя в Уфе в Парке Победы, где горожане установили памятник прославленному земляку.

Существенный вклад в развитие литературы башкирского народа внесли Гафури Мажит Нурганиевич — башкирский и татарский писатель-просветитель, основоположник башкирской советской литературы, народный поэт Башкирской АССР; и Мустай Карим — башкирский советский поэт, писатель, драматург. Народный поэт Башкирской АССР.

Башкирский — присущий башкирам и Башкирии, относящийся к башкирскому языку, народу, территории проживания, национальному устройству, образу жизни, культуре и истории, происходящий от башкиров и Башкирии.

Башкирский язык — язык из кыпчапской группы тюркских языков, поволжско-кыпчакской подгруппы. Выделяются три диалекта: южный, восточный и северо-западный.

Национальный язык башкир, государственный язык Республики Башкортостан.

Юридический статус башкирского языка в качестве государственного (наравне с русским языком) впервые определён положением Башревкома от 24 марта 1920 года. В настоящее время данное положение закреплено в Конституции Республики Башкортостан.

В 2009 году башкирский язык был включён в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», изданный ЮНЕСКО, и по оценке степени сохранности получил статус «уязвимый» — «на языке разговаривает большинство детей, но его использование может быть ограниченным (например, на языке говорят только дома)».

Национальная башкирская письменность начала формироваться с середины XIX века. В 1923 г. утверждён алфавит на основе арабской графики.

В 1929 г. появляется башкирский алфавит на основе латиницы (яналиф).

В 1939 г. введён алфавит на основе кириллицы.

Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языком букв, приняты ещё 9 букв для обозначения особых звуков башкирского языка.

Башкирский литературный язык — исторически сложившаяся и развивающаяся разновидность башкирского языка, представленная в многочисленных и разнообразных текстах с определёнными характерными признаками (письменная закреплённость, стабильность, обработанность, наддиалектность, универсальность, наличие взаимосвязанных стилевых разновидностей, нормированность и т.п.) Он выступает средством устного и письменного общения в различных сферах жизни общества.

Современный литературный язык, в основном, отражает фонетические особенности южного диалекта башкирского языка, но усвоил и основную лексику и некоторые отличительные черты восточного диалекта.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть