БЕРБЕРЫ
Берберы (греч. Βάρβαροι; лат. barbari – «варвары») — группа неарабских народов, которые составляют коренное население Северной Африки, а также Центрального и Западного Судана.
Самоназвание: амахаг, «амазиг» – мужчин, «тамазит» – женщин, а во множественном числе «имазиг», что означает «свободные люди» или «благородные люди».
Синоним: темеху.
Говорят на берберо-ливийских языках.
Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.
Их ещё называют «Белые люди стран Магриба». На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей.
Берберов называют самым загадочным и древним народом из всех живущих на Земле. По мнению учёных, свою историю берберы ведут от древней каспийской культуры – одной из самых развитых цивилизаций Северной Африки, существовавшей более 10 тыс. лет назад. Впервые берберы упоминаются в летописях древних египтян. 3000 лет назад, в античные времена, представителей этой народности называли темеху. Упоминания о берберах имеются также в финикийских, римских и греческих текстах. По одной из версий, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, а культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. Современные берберы утверждают, что они – прямые потомки этрусков и римлян.
Общая численность (на 1995 г.) — 11,6 млн человек. К берберам относятся кабилы, риф, тамазигхт, туареги, шауйя, шильх, другие народы. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 36 миллионов человек (на 2020 г.), в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.
На протяжении веков берберы смешивались с другими, населявшими соседние регионы народами, включая европейцев и арабов. Поэтому на настоящий момент эту народность идентифицируют в основном не по расе, а по лингвистике.
Берберский язык считается одним из старейших в мире. Лингвисты относят его к африканской ветви афро-арабской языковой семьи. Именно к этой группе принадлежал когда-то и древнеегипетский язык. По данным глоттохронологии, в VI в. днэ в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта.
Праязык берберо-ливийских языков разделился в конце II в. днэ, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта.
Берберы стали частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта встречается даже несколько берберов-фараонов.
Ныне берберы говорят на нескольких диалектах, а не на одном языке. На самом деле, некоторые диалекты настолько разные, что их почти считают разными языками.
В Марокко используется три основных диалекта. Тарифитский на севере, ташельхит на юго-западе и тамазигхт в центральной части страны. Для многих местный берберский диалект является единственным языком, который они знают. Тамазигхт имеет удивительные особенности: в нём 38 согласных и всего 3 гласных.
Хотя сегодня берберы разговаривают на множестве диалектов, они не имеют отношения к древнеберберскому языку. У древних берберов была своя письменность. Их алфавит был схож с пуническими и латинскими текстами, что позволило учёным расшифровать древние рукописи. Также берберские языки связаны с германскими языками, потому что вандалы, германское племя, правили Северной Африкой на протяжении почти ста лет. Также берберские слова вошли в речь арабского диалекта жителей Магриба.
Генеалогия, а также классификация берберо-ливийских языков в значительной мере гипотетичны.
Памятники письменности записаны разновидностями консонантного ливийского письма, восходящим к нему сохранившимся алфавитом тифинаг и латинской графикой /126, с. 150/.
Верующие в основном — мусульмане-сунниты. Но одной из отличительных черт берберов, помимо всего прочего, является большое количество древних преданий. Система верований берберов на протяжении веков выстраивалась вокруг пантеона богов. Историки считают, что многие верования берберов были развиты самим народом. Лишь некоторые элементы привнесены из религиозных систем других африканских народов, в частности египтян, греков, финикийцев и иудеев.
Древние берберы верили в загробную жизнь. Изначально своих умерших они хоронили в земле. Позднее представители этой народности начали делать курганы и гробницы, выдолбленные в скалах. Гробницы впоследствии эволюционировали и становились всё более сложными. В конечном итоге некоторые из них приобрели пирамидальную форму. Такие гробницы в последующем распространились по всей Северной Африке.
Наиболее известными берберскими пирамидами являются Доримская нумидийская высотой 19 м и Мавританская (30 м).
Также археологам хорошо известен древний Королевский мавзолей Джуба II и Клеопатры Селены II, правивших когда-то Нумидией и Мавританией. В последние столетия наибольшее влияние на культуру берберов оказывали арабские верования. Объясняется это тем, что в IX веке представители этой народности были обращены в ислам. В основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.
До вторжения арабов в VII в., на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Со временем Орес (Алжир) выделился в центр иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной, долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» — культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам — тарикатам. В культуре берберов до сих пор остались очень сильными и языческие традиции. Долгое время традиции этой многочисленной народности, к сожалению, подавлялись. Однако сегодня культура берберов переживает возрождение. В Тунисе с 2011 г. после свержения диктатора Зин эль-Абидин бен Али, к примеру, на настоящий момент возникло более 20 организаций, активно возрождающих и развивающие древние традиции берберов.
В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.
Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством. Вопреки распространённому в литературе мнению о воинственности берберов, они весьма миролюбивые и безобидные земледельцы. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.
У берберов сохраняются родоплеменные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин — имзран и вождь (аглид, амгар). Развиты межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.
Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами.
Берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости. Или, например, как в маленьком берберском городе Матмата (Matmata), расположенном на юге Туниса. В этом городе часть местных берберов живёт в традиционных подземных «троглодитных» сооружениях. Типичные для этой местности строения создаются путём рытья в земле большой ямы. Затем в стене большой ямы роют тоннели, комнаты с арочным потолком, стены подземного дома и комнат белят извёсткой. Несмотря на то, что традиционные подземные дома очень необычны, подобные сооружения встречаются не только в Тунисе, но и в Ливии, на юго-западе. В других частях Джебель-Дахара, где дома и кладовые были вырезаны из скалы и земли, и возвышаются над землей.
Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал. Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион. Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.
Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.
Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:
Амазахи — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
Машуеш, Мазиес, Матмата – народы, живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
Шилу — народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
Шауйя — народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.
Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.
Берберский — присущий берберам, относящийся к берберам, к их языкам, национальному характеру и образу жизни.
Берберо-ливийские языки — ветвь, идущая от афразийской семьи языков.
Кабилы — народ группы берберов, населяющий горные районы Северного Алжира.
Общая численность — 4,5 млн человек (на 1995 г.), говорят на кабильском языке, верующие — мусульмане-сунниты.
Кабильский язык — один из берберо-ливийских языков, письменность организована на основе латинской графики.
Туареги, их самоназвание — Имощаг, Имошаг — древняя ветвь народа берберов, представленная в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделённые огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
Самоназвание: имощаг.
Общая численность — 3,2 млн человек (на 2015 г.), в т.ч. в Нигере – 1 823 000 чел., Мали – 822 000 чел., Алжире – 181 000 чел., Мавритании – 114 000 чел., Буркина-Фасо – 48 000 чел., Нигерии – 32 000 чел., Франции – 26 000 чел., Египте – 23 000 чел., Ливии – 19 000 чел.
Говорят на туарегских языках.
Вероисповедание: мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества. В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат, и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем.
В 1925 г. в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре обнаружено богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов-туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.
В Средние века туареги создали несколько государственных образований, недолго просуществовавших. Это Султанат Агадес, где контролировали важные перевалочные торговые пункты, а также город-государство Такедда на территории Нигера.
В период колониализма туареги, не смотря на сопротивление, покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер.
Туареги поднимали восстания в 1916-1917 гг., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г.
Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами. В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали.
Туареги выступили за создание государства Азавад. Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 г. В 2012 г. туареги подняли восстание в Мали, где сумели установить контроль на севере страны.
По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.
Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным.
Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.
Туареги славятся своими ювелирными украшениями: браслетами, ожерельями, кольцами и т.д. Особо известна обработка серебра. Украшения, сделанные туарегами, популярны не только в странах арабского мира, но и Европы и даже в Индонезии.
Когда юноше-туарегу исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором ему дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (tagelmust) или шеш (араб. شاش, фр. chèche, cheich), реже лисам (араб. لِثَام), длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только во время трапезы позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена туарег обязан убить того, кто видел его лицо без разрешения. Если по какой-то причине это сделать не удавалось, то обязан совершить самоубийство. Поэтому до сих пор встретить туарега на пути, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. Женщины туарегов свои лица не закрывают.
Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан, которым он владеет пожизненно. А над всеми группами стоит вождь.
Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек, Аллеммеден Кель Ататам.
Глава — вождь, аменокаль. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать вождя (аменокаля) может наложить запрет на выполнение любого решения. Взаимодействие мужчин и женщин относительно свободное, женщины владеют собственностью с правом наследования.
Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты: благородные или знать — владеют стадами верблюдов; блюстители веры или духовные наставники — инеслемены; вассалы — имгады, занимающиеся разведением коз; рабы — икланы; кузнецы — инедены. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Обычно они темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высокие ростом, худощавы.
Кастовое деление имеет исторические корни. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, тогда как женщины туарегов освоили выделку кож.
Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины, — это главным образом сорго.
Туарегские языки — языки из берберо-ливийских языков.
Делятся на северную и южную группы.
К северной группе относятся гхат, тамахак, другие языки.
К южной группе относятся тадхак, танеслемт, другие языки.
У туарегов существует особое письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма. В XX веке в Алжире и Мали для записи тамашека введены системы письменности на основе латиницы. Традиционная туарегская письменность тифинаг, по мнению ряда учёных, восходит к древнеливийскому письму.