Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БРАНОЕ ПОЛОТНО

Браное полотно (ст.-рус.) — материя с рельефным тканым узором, иногда цветным, а также изделие, изготовленное из такой материи. Например, браная скатерть.

Браным называют крестьянское цветное (красное) шитьё, вышивку по холсту, где нитки берутся счётом; канвейное, канвовое шитьё.

Пословицы: Не прошу ни тканого, ни браного, прошу родительского благословения. Полог браный, да весь драный.

Браное ткачество - одна из древнейших техник орнаментации ткани, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки шириной 4 см с заостренным носиком – бральницы.

Техника узорного браного ткачества весьма трудоёмка, требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Браное ткачество известно у многих народов, не только русских, но и татар, чувашей, удмуртов и ряда других.

Браное полотно использовали для создания поясов, которые являются обязательным элементом национального костюма у большинства народов, населяющих территорию России.

Таким методом ткали не только узоры, но и надписи.

Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создаёт один уток – фоновый, узорный же пронизывает ткань и ложится то на неё, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Таким образом, рисунок на поверхности полотна появляется параллельно с его созданием, ряд за рядом складывается волшебный узор.

В традиционном узорном браном ткачестве использовались, как правило, два цвета: белый и красный, но иногда дополнительный – черный, в более поздний период и другие цвета.

Много позже тканый узор дополнялся вышивкой.

Особенно ценилось одностороннее двухуточное белое браное ткачество – уникальный художественный промысел, который сосредотачивался лишь в двух уездах Владимирской губернии: Вязниковском и Гороховецком. Сегодня этот промысел признан объектом нематериального культурного наследия.

Одностороннее двухуточное белое браное ткачество отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. За счёт того, что нить, создающая узор, была в несколько раз толще фонового утка, создающего основное полотно, рисунок получался рельефным, выпуклым, это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Вязниковского и Гороховецкого уездов.

По внешнему виду любое браное полотно напоминает вышивку вперёд иглой: и там и здесь цветная (или в нашем случае белая) узорная нить проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. В таком случае равноправно «работают» обе декоративные поверхности, ни одна из них не воспринималась как изнанка.

В традиционном узорном браном ткачестве изделие являлось двухсторонним, его можно было использовать, как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Занавеска, декорированная традиционным браным ткачеством, в русской крестьянской избе отделяла бабий кут от «чистой» избы и служила украшением.

Более поздний односторонний вид белого браного ткачества, который проник и закрепился во многих деревнях Гороховецкого и Вязниковского уездов, как отмечают исследователи с 1860-1870 гг до 1920-х, использовали для декорирования полотенец и рубах (ткали надподольницы).

Бранное ткачество стало чаще всего использоваться для создания «особых» полотенец.

Этот, казалось бы не столь первостепенный предмет домашнего обихода на самом деле играл важную роль в жизни русских крестьян. Любое важное событие в жизни наших предков от рождения до смерти не могло состояться без использования полотенец.

С древности за полотенцем закрепилось значение оберега, оно было символом добрых сил, светлого начала. С пожеланием благополучия дарили узорные полотенца родным и близким на свадьбах, участвовали полотенца и в обряде сватовства, да и на похоронах без них не обходилось. А если ещё эти полотенца были белотканого браного полотна, то для любой хозяйки такой подарок был особо мил сердцу и дорог.

Сама техника узорного браного ткачества обуславливает геометрический характер орнамента, чаще всего рисунок состоял из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Иногда попадаются изображения животных, человеческих фигурок, чаще женских в расклинённых треугольником юбках, геометризированных деревьев, веточек.

Также в рельефно просматриваемых узорах браного полотна доминируют ромбы разной величины – линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. В двух из числа известных на сегодняшний день полотенец в технике одностороннего белого браного ткачества восточной части Владимирской губернии в одной из полос орнамента представлены две геометризированные мужские фигуры между изображениями коней, над которыми в одном случае изображены малые птицы, в другом – маленькие растения. Спина животных имеет значительный прогиб, что характерно для северной традиции изображения оленя и лося.

Считается, что белое браное ткачество сохранено и развито старообрядцами, которые проживают в восточной части Владимирской губернии.

Ныне каждый музейный образец, декорированный в технике узорного белого браного ткачества, является ценным наследием русских рукодельниц.

Браный — вытканный красивыми узорами. Например, браное полотно, браная скатерть, браное полотенце, браный утиральник.

Бралья – мастерица, снимающая узоры на браные ткани.

Синонимы: кружевница; вышивальщица.

Домашние работы, отмечает В.И. Даль, всё более вытесняются фабричными, и бральей стали звать кружевницу, снимающую узоры, а затем и узорную швею, вышивальщицу.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть