ВАХАНЦЫ
Ваханцы — народ в Припамирье, проживающий на территории Таджикистана, Афганистана и в Пакистане, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая в верховьях реки Яркенд и Сарыколе.
Самоназвание: хик, вахи.
Общая численность — 120 000 чел. на 2020 г.
Язык – ваханский, распространены также таджикский, русский языки, фарси (кабули-дари), урду.
Верующие — мусульмане-шииты (исмаилиты).
Принадлежат к хозяйственно-культурному типу осёдлых пашенных земледельцев-ирригаторов и скотоводов высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума. Удельный вес скотоводства в хозяйстве увеличивался с увеличением высоты расположения селений.
Среди ваханцев распространено ткачество, которое является преимущественно мужским занятием. Для создания тканного полотна используют шерсть мелкого рогатого скота, а из шерсти коз и яков — на вертикальных ткацких станах ткут полосатые безворсовые ковры (палес). На горизонтальных ткацких станах ткали шерстяные ткани для традиционной одежды. Мужчины пряли шерсть коз и яков, а женщины — шерсть овец и верблюдов. Большого развития достигло женское ручное гончарство.
Женщины вязали шерстяные (до колен) носки с богатым цветным орнаментом, которые надевали под сапоги на мягкой подошве. Летом ходили в обуви типа сандалий, как шугнанцы.
Головные уборы — у женщин большое покрывало, теперь косынки, а у мужчин — тюбетейка (круглой формы с прямым околышем и плоским верхом). Некоторые женщины также носили тюбетейки, как и ишкашимки.
С 1950-х годов повсеместно вошла в быт одежда современного городского покроя, фабричного изготовления.
Как и другие памирские народы, ваханцы проживают преимущественно в кишлаках. Жизнь кишлачной общины основывается во многом на обычном праве. У ваханцев вплоть до настоящего времени сохраняется много неразделённых семей. И малые, и неразделённые семьи входят в патронимию (тухм) и связаны агнатным родством. Характерна взаимная помощь в хозяйственных работах и при различных семейных событиях. Большую роль играл дядя — брат матери.
В годы советской власти продолжался процесс ассимиляции ваханцев таджиками, но ваханцы сохраняют своё этнонациональное самосознание; параллельно со второй половины XX века идёт процесс консолидации всех памирских народов в одну этническую общность.