Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕНОК

Венок — 1) сплетённые в кольцо различные цветы и листья, который девушки надевают на голову в знак своего девичества; девичий головной убор в виде налобной полосы; очелье или перевязка, олобье. Например, васильковый венок. 2) символ наивысшего достижения, пика почёта и славы. 3) металлическая имитация венка в виде сплетённых в кольцо стеблей цветов как символ победы, славы, награды, памяти. Например, золотой венок; лавровый венок на челе римского императора. 4) символ траура, скорби по ушедшим и вечной памяти. Например, возложить венок к могиле неизвестного солдата. 5) символ Рождества и Нового года.

Синоним: плетеница.

Само слово венок относится в своём изначальном значении к славе, молодости.

В большинстве славянских культур венок является ритуальным предметом, символом защиты от злых сил, талисманом и оберегом. Венок традиционно являлся украшением, но имел также другие предназначения, причем не только у славян, но и у других народов. Это солярный символ, олицетворение Солнца. Сама его форма несёт магический смысл и воспринимается как слияние в образе круга совершенства и единства. Венок обозначал женское начало, вечную смену сезонов, плодоношение земли. Представлял собой символ бытия – без конца и начала, вечный, совершенный.

В истории античного мира венку принадлежит самое почётное место, они несли на себе различную символическую трактовку. Так, например, миртовые венки девяти афинских архонтов служили знаками их отличия от остальных аристократов. Венки победителей спортивных состязаний символизировали победу и славу, распорядители античных Олимпийских игр награждали венками, сплетёнными из ветвей священной оливы, произраставшей в роще Алтис, на берегу Алфея.

Во второй половине V в. днэ., когда закончились греко-персидские войны, победившие в них греческие города стали быстро богатеть и появилась возможность делать знаки отличия, коими служили венки из «вечного» материала — золота. Массивный венок с золотыми листьями дуба найден при раскопках царского захоронения в столице древней Македонии, городе Эги. Считается, что он принадлежал Филиппу II, отцу Александра Македонского. Эллины полагали, что за добродетельную жизнь умершие, подобно героям, могут попасть в общество богов. Поэтому в могилу часто клали венок, который свидетельствовал о заслугах покойного, а также о его победе в битве, которой греки уподобляли жизнь.

В римской армии венки различных форм использовались в качестве почётной награды. Воин, спасший в бою товарища от неминуемой смерти, отмечался почётным венком из дубовых листьев. Римский солдат, первым ворвавшийся во вражеское полевое укрепление, поощрялся золотым венком с ободом в форме крепостного вала; первый поднявшийся на крепостную стену вражеского города получал золотой венок с башенными зубцами. Воин, первым вступивший на палубу неприятельского судна во время абордажного боя, также награждался золотым венком, украшенным корабельными носами. Римский полководец, блестящей победой заслуживший право на триумфальный въезд в Рим, гордо увенчивал голову лавровым венком. Со временем этот венок триумфатора претерпел большие метаморфозы: сначала натуральные листья были заменены золотыми, а ещё позднее золотой венок приобрел зубчатую форму и новое название – «корона радиата». Так родилась корона – символ верховной власти цезарей, императоров и королей.

Венками украшали статуи богов, их надевали ораторы перед выступлениями, а также участники пиршеств и весёлых музыкальных шествий (комосов).

Венки или короны были представлены в классической архитектуре, в древнегреческом искусстве и скульптуре, а также в римском искусстве и скульптуре.

В геральдике, где венку отводится скромная роль дополнительного, второстепенного атрибута, эта эмблема, тем не менее, символически выражает такие высокие понятия, как слава, честь или доблесть.

В средневековой западноевропейской геральдике эмблема венка, символизировавшая память о погибшем, входила в состав женского вдовьего герба. Венок, посвящённый павшему рыцарю, перевивали ленты его геральдических цветов. В русской геральдике венок мог быть и знаком славы (например, в гербе города Боровска), и просто «говорящей» эмблемой (в гербе дворян Лауренбергеров).

В христианстве венок символизирует воскресение Христа и, следовательно, вечную жизнь, что более уместно, победу жизни над смертью. Терновый венец возложен на голову Иисуса во время его казни через распятие и стал символом Страстей. В христианской иконографии венок стал символом мученической смерти во имя веры. С терновым венцом на челе изображается не только Спаситель, но и его горячие приверженцы – Иосиф Аримафейский и Мария Магдалина.

В изобразительном искусстве венки стали особенно часто появляться на полотнах мастеров, поскольку несли определённый смысл. Так лавровые венки, как символ искусства, венчает голову греческого бога Апполона (или Феба, по-римски), музы эпической поэзии Каллиопы, музы истории Клио, великих поэтов древности и Средневековья – Ариона, Гомера, Вергилия и Данте. Такой же лавровый венок, но уже как символ победы, украшает голову богини Ники (богиня победы), а второй она держит в приподнятой руке, как бы готовясь возложить на голову победителя. Венок из цветов украшает вечно юную прекрасную Флору, музу танца Терпсихору, аллегорию Обоняния и персонификацию счастливого Золотого века.

Венки из виноградной лозы отличают на картинах художников Возрождения богов вина и веселья Диониса (римского Бахуса) и персонифицированную фигуру Чревоугодия. А атрибутами речных и морских божеств – Ахелоя, Алфея, Главка, Нерея, Протея, Тритона и других, выступают венки из тростника.

На Руси плетение венка всегда считалось особым искусством. Любая девушка была обязана уметь плести венки. До нас дошло немало обрядов и традиций, в которых использовались венки. Одна из них – плетение девушками венков в день Ивана Купалы и бросание его в воду. Считается, что если венок поплыл по глади озера или реки, то это сулит создавшей его девушке замужество в скором времени. Венки из берёзовых ветвей можно было видеть на русских крестьянских девушках даже в начале XX века во время праздника Троицы, когда они водили хороводы вокруг берёзы недалеко от поля, засеянного рожью.

Замужние женщины венок не надевали, они покрывали голову платком.

У одного из самых древних народов Саудовской Аравии – кахтанитов, проживающего на юге Аравийского полуострова в провинции Асир и называющих себя потомками Исмаила, сына Ибрахима, венки носят только мужчины, причём, если есть желание, можно носить и ежедневно, обязательно - только по праздникам. Молодые мужчины из племени кахтанитов носят венки из самых нежных цветов — ноготков, жасмина и других, в качестве украшения. Более зрелые напротив — предпочитают больше зелени, например, базилика. Есть и такие мужчины, которые используют венки только для здоровья. Так, некоторые цветы очень хорошо помогают от головной боли и болезней носа.

Венок является частью национального костюма у многих народов мира, но в основном это часть девичьего наряда, хотя у тех же полинезийцев их носят и молодые парни. Венки являются частью культуры и легенд коренных народов Америки. Шайенны носят венки во время священных церемоний, ритуалов, танцев и песен, а головные венки обычно делают из ивы, тополя или шалфея.

Возрастной венок – вид венка, который русские, украинские и белорусские крестьянки, жившие в южных и юго-западных губерниях, плели и надевали своим дочерям в соответствии возрасту девочки.

Когда дочери исполнялось три года, мама сплетала ей первый веночек. В него вплетали бархатцы, незабудки, ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. В четыре года плёлся другой веночек, в него доплетался бесзмертник, листья яблони или багульника. А когда девочке исполнялось шесть лет, то в веночек вплетали мак, который давал сон и берёг разум, а также вплетали василёк. Для семилетней девочки плели венок из семи цветочков и впервые – цветы яблони. Как правило, к венку добавлялись разноцветные атласные ленты, которые выполняли роль оберега.

Девичий венок – у славянских народов обязательное праздничное головное украшение девушки, вступившей в брачный возраст.

Считался символом девичьей красы и чести. В весенне-летне- осенний период венок плели из обычных веток, цветов, сплетённых колосьев, в пору, когда природный материал было затруднительно достать, заменялся либо налобной повязкой, вышитой цветочным орнаментом, либо венком с искусственными цветами, сделанными из подручного материала. Отголосок тех времён сохранился в женских, точнее девичьих, национальных костюмах украинцев, белорусов, сербов, болгар, чехов.

«Загулявшая» до замужества девушка не могла его носить венок.

Плетение венка являлось делом непростым, поскольку каждый венок нёс в себе определённое значение. Особенно важно было то, из каких цветов он сплетён, какое число их использовалось, в какое время они были собраны.

Традиционный славянский венок состоял из 12 видов цветов, и у каждого было свое глубокое значение: безсмертник – крепкое здоровье; тысячелистник – свобода, непокорность; калина – краса девичья; бархатцы – красота, верность; ромашка – молодость; любисток (любим-трава) – преданность; барвинок – безсмертие души; роза, мальва пион – вера, надежда, любовь; хмель (плети с шишками) – разумность; мак – любовь; василёк – красота; незабудка – постоянство.

Венок любви – венок, который начинают плести девочки с 14-ти лет.

Плёлся он в основном из ромашек, между которыми вплетались цветы яблонь и вишни, а посредине, прямо над переносицей размещалась цветущая гроздь калины. Между цветами иногда вплетались усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.

Венок надежды – название венка, который плела девушка, у которой уже был, практически официальный, возлюбленный, но он задерживался с засылкой сватов. Такому нерешительному потенциальному жениху девушка плела венок из васильков и полевого мака, а затем собственноручно в присутствии свидетелей надевала на голову своему избраннику. Тому же оставалось либо в самом скором времени заслать в её дом сватов, либо надолго скрыться с глаз нежеланной невесты и её родни.

Венок преданности – венок, в основу которого входили васильки, а между которыми вплетали цветущий любисток.

Такой венок во время сватовства девушка могла передать или надеть на голову своему милому, что символизировало её готовность полностью перейти под его защиту и заботу. Именно обычай вручать любимой (любимому) венок в знак сватовства перерос позже в обмен кольцами – обручение. Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – та скорее других выйдет замуж.

Венок разлуки – вид венка, который полагалось дарить парням и мужчинам, отправляющимся на войну или на заработки, или если парень разлюбил и встречается с другой. Основой этих венков являлся первоцвет, как символ недолговечности, и вереск – обозначавший одиночество.

Жатвенный венок – венок, который девушки плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню, хранила в амбаре до следующей жатвы или до засева.

Жатвенный венок имел различную форму. Чаще всего это обычный круглый венок по размеру головы. У западных славян, поляков, чехов, славаков, жатвенные венки плели в виде короны или букета, перевязанного лентой с бантом. Иногда жатвенные венки делали очень большими и тяжёлыми, а затем дарили их хозяевам богатых усадеб, которые сдавали пахотные земли в аренду крестьянам. Крестьянские жатвенные венки всегда были поменьше и поскромнее. Венок из колосьев на двери дома до сих пор у западных славян символизирует достаток в семье.

Долгое время на Руси использовались только венки из растений. Со временем венки стали делать из подручных материалов – остатков выделанной кожи, лоскутков ткани, декоративных вставок, бусинок, жемчужин, перламутровых пластинок, цветного воска и т.д.

В XIX-XX вв. венок из искусственных цветов как праздничный головной убор девушек был распространён главным образом на территории Южной России, в Воронежской, Калужской, Курской, Тульской губерниях, а также на Кубани и Северном Кавказе.

На северо-востоке европейской части России венок изготавливался из восковых цветов или чаще из цветов, вырезанных из плотной, окрашенной в яркие цвета, хорошо прокрахмаленной ткани. Цветы прикреплялись к металлическому или берестяному узкому ободку на тонких проволочках. К цветам добавлялись перья селезня, павлина, дутые бусы, стеклярус, сусальное золото.

Венок надевали на голову, завязывая тесёмками под косой, при этом ленты были под косой и над косой, спускаясь иногда до талии. Во многих деревнях девушки надевали венок поверх яркого, обычно красного, шелкового или ситцевого платка, сложенного в полосу.

Платок, проходя по лбу, завязывался на затылке так, что его концы спускались по спине. Венок прикреплялся к платку булавками. Под платок около висков подкладывали дополнительные украшения — «крючки» из перьев селезня, помпоны из разноцветного гаруса с блестящими золотыми нитками.

В XIX - начале XX вв. такие венки девушки надевали на все большие праздники: на Троицу, в день святого Николая Угодника Вешнего, т.е. справлявшегося весной, в венках водили танцевальные хороводы — танки. Кроме того, венок надевался на свадьбу девушками — подружками невесты. Девушки сидели в таких венках на «пропое невесты», плясали со свадебным пирогом — рошей, который символизировал плодовитость молодой, её будущее богатство и счастье.

Свадебный венок – один из основных атрибутов свадебного обряда, который использовался у восточных славян наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем.

Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай.

Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т.п.), в т.ч. со специальными свадебными венками, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.)

Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе.

Долгое время свадебные венки плелись только из настоящих цветов. Для его изготовления использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д.

Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овёс, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо.

Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы: одну косу расплетали и заплетали две косы, которые также указывали на новый статус невесты. Причём жених и его дружина должны были «выкупить» косу невесты у брата или других родственников.

Во время свадьбы наступал определенный момент, когда с головы невесты снимали венок – символ девичества и надевали (повязывали) головной убор замужней женщины – платок.

В зависимости от региональных традиций и обычаев венок с головы невесты снимали или перед первой брачной ночью, или после неё или после разделения свадебного каравая в доме жениха. Чаще всего это делали женщины – мать невесты или свекровь, в южных регионах – мужчины (свёкор, кум, сват, деверь). Затем опять-таки сват или шафер мерили венок незамужним девушкам. Считалось, какая из девушек первой после невесты наденет её венок, та раньше остальных вступит в брак. Поэтому строго придерживались традиции, чтобы первой венок надела старшая подружка невесты, а затем остальные девушки в соответствии с возрастом, заканчивая самой младшей. У некоторых народов существует обычай выкупа венка невесты теми, кто пришёл на свадьбу и сам мечтал выйти замуж или жениться.

Долгое время венок наголову в день свадьбы могла надеть только невеста, сохранившая невинность до свадьбы. Не имели права надевать его на голову выходящая замуж вдова (у черногорцев она носит его на плечах или на поясе) или невеста, утратившая невинность до свадьбы. У некоторых народов, впрочем, даже такая невеста могла себе позволить украсить голову половинкой венка, но только не из цветов апельсинового дерева. Но этот принцип утратил своё действие одновременно с традицией делать венки невесты только из живых цветов.

Свадебные венки и букетики, сделанные из восковых цветов, пришли в Россию из Европы. К восковым цветам добавляли листики из бумаги, атласных или щёлковых лоскутков, бусинки. Такие венки назывались «флёрдоранж», что значит «цветок апельсина» или белоснежные цветки померанцевого дерева. Для жениха делалась бутоньерка в пару к свадебному венку. Украшения были дорогостоящими, поэтому доступны лишь людям состоятельным. Во флёрдоранжевый гарнитур входили венок, брошь для пояса и веточки для украшения рукавов платья. Их после свадьбы укладывали за образами и хранили всю жизнь как оберег.

Лавровый венок — ветвь из лавра, служащая символом победы, славы, признания.

Рождественский венок – традиционное украшение на Рождество и Новый год в странах, где преимущественным является христианское вероисповедание.

Представляет собой плотный венок, диаметром 20-25 см, чаще всего из еловых ветвей, украшенный ёлочными игрушками или гирляндой. У классического рождественского венка может не быть ярких украшений, но обязательно есть четыре большие свечи, прикреплённые друг напротив друга. Он ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует Воскресение, зелень — цвет жизни, а свечи — свет, который осветит мир в Рождество.

Создателем рождественского венка считается гамбургски теолог Иоганн Хинрих Вихерн (1808-1881 гг.), основатель фонда по уходу за детьми, оставшимися без родителей. В преддверии Рождества дети постоянно спрашивали Вихерна, когда же, наконец, наступит праздник. Чтобы предвосхитить этот вопрос и облегчить детям ожидание, в 1839 г. он сделал своеобразный рождественский календарь, который назвал «Плетёный венок» (Wichernkranz). Вихерн взял колесо от повозки и прикрепил к нему столько свечей, сколько дней было от первого Адвента до сочельника. До наших дней эта традиция сохранилась в другом виде: адвент-календари. Они считают дни от первого декабря до Рождества. Это всегда 24 дня, соответственно. От первого Адвента до Рождества каждый год проходит разное количество дней. Например, от 22, если Сочельник выпадает на четвёртое воскресенье Адвента, до 28, если Сочельник приходится на субботу после четвёртого Адвента. Вихерн повесил венок в молитвенной комнате приюта. В нём было 19 маленьких красных свечей и четыре толстые белые свечи. Каждый день зажигалась новая свеча: маленькая – для будней, большая – для воскресений Адвента. Таким образом, дети всегда знали, сколько дней осталось до Рождества. Также у венка появился полезный побочный эффект: дети научились считать таким способом. В 1860 г. рождественский венок стали украшать еловой зеленью. Тогда он стал общепринятым в протестантских церквях и частных домах вплоть до начала XX в.

Примерно в то же время православные христиане стали украшать рождественскими венками свои дома. Ранее в православных храмах к празднику Рождества Христова икона на аналое украшалась просто красивой еловой композицией. Считается, что в 1925 г. венок впервые вывесили в католической церкви в Кёльне. Начиная со времен после Второй мировой войны и позже, его можно встретить по всему миру и в самых разных формах.

Похоронный венок – атрибут погребальной процессии, символ печали и скорби по умершим.

Синоним: Траурный венок.

По древней традиции такие венки символизируют конец бренной жизни на земле и начало светлой дороги в рай. Венок неслучайно изготавливается в виде круга – это символ вечной жизни. С давних пор пошёл обычай возлагать венки на могилы родственников и в местах печально известных массовых захоронений.

Сегодня церемониальный похоронный венок в основном делают из искусственных цветов, но если венок возлагается на могилу или к памятникам известным людям, на мемориалах, во время официальных церемоний, то чаще всего они сплетены из живых цветов и ветвей еловых растений.

Как и во всех других видах венков, траурные плетутся из определённых растений, имеющих свою символику. Алые розы и гвоздики, например, ассоциируются с кровью и трагической смертью. Нежные фиалки, белые розы и лилии означали духовную чистоту и возрождение. Вечнозелёные растения, такие как плющ, мирт, зелёные хвойные ветви – ель, сосну, кипарис и можжевельник – вплетают в венок как символы вечного и неизменного покоя.

Символическое значение также имеет и число цветков, но оно может меняться в зависимости от культуры. В России, например, считается, что их число должно быть обязательно чётным, но обычно не более двенадцати, а в Грузии всё наоборот.

Похоронные венки часто дополняются специальными траурными лентами со значимыми надписями.

Венок сонетов — произведение из 15 сонетов, которые между собой связаны первыми и последующими стихами, а в конце целиком составляют пятнадцатый сонет.

Веночница – та, которая плетёт и продаёт цветочные венки.

Веночек – весьма маленький венок.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть