ВЕПСЫ
Вепсы — народ, живущий на юге Карелии, на востоке Ленинградской и западе Вологодской областей. См. Весь.
Иные названия: вепсь, вепся, чудь; чухари, кайваны.
Самоназвание: бепся, тягалажет.
До 1917 г. вепсы были известны как «чудь». В бытовой русской речи также этот народ называли «чухари» или «кайваны».
Общая численность — 13 тыс. человек – на 1992 г.
Впервые численность населения вепсов стала известна в 1835 г. В ту пору она составляла 15 617 человек.
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., численность вепсов составляет около 8 тысяч человек, из которых почти 5 тысяч – в Карелии, около 2 тысяч – в Ленинградской области, около 400 человек – в Вологодской области.
Согласно данным переписи населения России в 2010 г., в наше время в стране проживает 5 936 вепсов.
В Карелии местах традиционного проживания – Рыборецком, Шелтозерском и Шокшинском вепсских сельских поселениях Прионежского района – на момент переписи 2012 г. проживали 809 вепсов, или 32% от общей численности населения этих сельских поселений. В местах традиционного проживания - Рыборецком, Шелтозерском и Шокшинском вепсских сельских поселениях Прионежского района - на момент переписи проживали 809 вепсов, или 32% от общей численности населения этих сельских поселений. Из 3264 проживающих в Карелии вепсов в возрасте 10 лет и старше 32% имеют среднее профессиональное образование, 20% – высшее профессиональное, 14% – общее среднее полное, 13% – общее начальное, 12% – общее основное образование. Как сообщает Карелиястат, из 3173 вепсов в возрасте 15 лет и старше 56% – состоят в браке, 8% – разведены официально, 22% – овдовели, 14% – никогда не состояли в браке. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 г. в Карелии 45% вепсов назвали источником средств к существованию трудовую деятельность. На иждивении находятся 16% вепсов, в основном, дети и молодежь до 24 лет. Около половины вепсов (49%) – пенсионеры.
Вепсы относятся к финно-угорской группе. В 2006 г. вепсы официально включены в перечень коренных малочисленных народов.
Этноним «вепсы» характерен только для современного употребления в речи. Среди вепсов выделяют три этнографические группы: прионежские вепсы проживают возле озера Онеж на юго-западном побережье; оятские проживают возле речки Оять; южные живут на Вепсской возвышенности.
Верующие — православные.
Вепсский язык — язык вепсов, который соотнесён с прибалтийско-финской ветвью финно-угорских языков.
В 2009 г. вепсский язык попал в Атлас исчезающих языков мира ЮНЕСКО как находящийся под сильной угрозой исчезновения.
До сих пор в научной среде идут споры, из какого народа выделились вепсы и где их историческая родина.
Установлено, что процесс отделения начался примерно в I-м тысячелетии нэ. Этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.
Окончательно вепсы обособились от других прибалтийско-финских народов во второй половине I тысячелетия нэ., а к концу этого тысячелетия поселились в юго-восточном Приладожье. «Повесть временных лет» повествует нам о том, что «Чудь сидят близ моря Варяжского», т.е. на берегу Балтийского моря. Известно, что древние вепсы активно участвовали в исторических событиях времен образования Древнерусского государства. В «Повести временных лет» говорится, что народы весь и чудь участвовали в «призвании варягов» и создании первого Русского государства с центром в Ладоге.
С IX в. начинается процесс обращения вепсов в православие. Иногда процесс этот носил насильственный характер, и многие вепсы вынуждены бежать на север и северо-восток. Так продолжалось до XV века, и даже позднее. Это период активного этногенеза. Он выразится в частичной ассимиляции вепсских племен среди славян. Например, часть живших между Ладожским и Онежским озёрами вепсов ассимилировалась с карелами, и, таким образом, возникли олонецкий и людиковский диалекты карельского языка (последний некоторыми лингвистами считается самостоятельным языком).
Именно чудью до 1917 г. официально назывались вепсы. В деревнях их долгое время также называли «чухари».
Движение за возрождение народа началось в 1920-х гг. Советы предоставили статус «национальные» 24-м вепсским деревням и создали два национальных округа. А в 1932 г. создана первая азбука на основе латинского алфавита.
Однако в 1937 г. политика поддержки вепсов свёрнута. Запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, национальные школы закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены. Национальные округа и деревни ликвидированы, началась ассимиляция вепсов.
Во время второй мировой войны финны оккупировали территории проживания северных вепсов на берегах Онежского озера. На вепсской территории введено финское административное управление и система школьного обучения на финском языке.
В послевоенное время началась ликвидация «неперспективных» вепсских деревень. Затем коллективизация и годы игнорирования любых национально-культурных интересов, в частности финно-угорских. Традиционная историческая тишина.
В 1930-х гг. вепсам создана письменность, но распространения не получила. С 1980-х гг. разрабатывается вепсский алфавит.
В начале 1990 — х возникает предложение о создании вепсского автономного округа в рамках существующих субъектов Российской Федерации — республики Карелия, Вологодской и Ленинградских областей. Но в результате осмысления этой проблемы, стало очевидно, что в современных условиях целесообразнее оставить все, как есть. Вепсария осталась мифическим автономным округом.
У вепсов не только свой язык, но и свои традиции и культура.
Очень много переплетено, конечно, с русской культурой, что обусловлено постепенной ассимиляцией вепсской деревни в российские города. Вепсы исповедуют православное христианство, но продолжительное время придерживались языческой веры. Они, как и большинство местных народов, верили в бога солнца, духа леса. Характерна вера в колдовство, в поселениях живут знахари, обладавшие лечебным даром. Современные вепсы бережно сохраняют поверья и традиции своего народа. Например, земля, на которой собираются строить дом или хоронить кого-то, сначала «выкупается». Для усопшего одежда обязательно выбирается белого цвета без каких-либо рисунков или вышивки красного цвета. Традицию нельзя нарушать, а иначе покойник в ином мире мучился бы под солнцем, пока краски не поблекнут.
Жилище у вепсов простое – деревянные срубы, глинобитные печи с лежанками, бани с вениками, валенки, живописное окружье вокруг деревень. Вепсские общины с успехом «вписались» современный туристический бизнес: гостеприимно принимают у себя в поселении туристов, знакомят с национальным бытом, проводят национальные праздники, приглашают на курсы вепсского языка и кулинарные мастер-классы. К тому же в вепских общинах принято обучение представителями старшего поколения «молодняка», во время которого передают навыки прикладных деревенских наук – пахота, рыбалка, охота и собирательство. Вепсы учат бережному отношению к природе, уважению к духам природы.
С апреля 2006 г. вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Сегодня Республика Карелия является координатором основных мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. Здесь издаётся основная учебная и художественная литература и ведется подготовка будущих учителей по национальному языку.
Крупнейшим местом компактного проживания вепсов является посёлок Винницы (вепс. Вингл) Подпорожского района Ленинградской области, который вепсы называют — столицей своего края.
11 июня – проходит ежегодный вепсский праздник «Древо жизни». Традиционный сбор гостей со всего Северо-Запада в 2016 г. состоялся в тридцатый раз. Символ праздника — баенник, этот дух живет в бане, и у каждого он свой. На центральной площади столице Вепсарии размещают сруб бани. Он является главным призом праздничных соревнований. Праздник проходит под девизом «Mäne kül´bet´he» («Мянэ кюльбетьхе»), что в переводе с вепсского языка означает «Иди в баню».
1997 г. — вепсы Карелии признаны коренным народом Баренцового региона и стали участником рабочей группы по вопросам коренных народов Баренцового Евроарктического региона.
2000 г. — вепсы получили статус коренного малочисленного народа Российской Федерации.
2006 г. — вепсы внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вепсария – земля народа вепсов.
В России она разделена границами республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей.
Вепсский – относящийся к вепсам.