БЛАГОРАЗУМИЕ
Благоразумие (англ. sense) — разум, нацеленный на благо и приносящий благо, качество личности, группы, позволяющее выбирать правильные средства и действовать сообразно c поставленной целью.
Благоразумие не является врождённым качеством, а приобретается в процессе получения жизненного опыта, а также полученного воспитания и влияния социального окружения. Также развить собственное благоразумие больше шансов у того, кто прислушивается к советам окружающих, способен слушать их суждения, а не действовать упрямо на собственное усмотрение.
Сам термин благоразумие восходит к Фронезису Аристотеля. До него это сказано в книге Притч Соломона, глава 22:3 и 27:12. Благоразумие, как свойство характера близко, но не тождественно мудрости. Мудрость может быть теоретична, может проявляться во многих аспектах человеческого существования, а благоразумие имеет чёткий направленный вектор. Оно всегда имеет практическую сторону и индивидуальные особенности реализации.
Одним из первых о благоразумии (prudentia) говорит Цицерон, различая в нём память (memoria), понятливость (intelligentia) и предусмотрительность (providentia).
У Платона благоразумие относится к одной из семи добродетелей.
В Сумме теологии Фомы Аквинского благоразумие (prudentia) синонимично рассудительности (антонимом благоразумия является imprudentia, безрассудство). Сущностным атрибутом этой добродетели является способность производить разумный выбор (eubulia). Элементом благоразумия является бдительность (circumspectio) и предосторожность (cautio). Ложной формой этой добродетели является хитрость (astutia). Поскольку благоразумие направлено на достижение блага, то эта добродетель необходимо должна быть свойственна правителям, которые опираются на закон (ср. prudentia и юриспруденция).
Благоразумие позволяет помогает концентрироваться на главной и долговременной цели, не распыляясь на мелкие и не поддаваясь минутным страстям. Также благоразумие даёт человеку понимание, как достигать собственного блага, без ущерба для других, а возможно и с обоюдной выгодой. Такой подход всегда работает на долгосрочную перспективу и уберегает от неприятностей в будущем.
Благоразумие способно защитить человека не только от собственных безрассудных поступков, но и от влияния чужих безрассудств. Умение прогнозировать и понимать риски может проявляться, как в выборе безопасной дороги вместо траекторий, где пересекающих пути деятельности криминалитета и опасных людей, так и в долгосрочных перспектива. Благоразумными можно считать шаги в избегании крайностей. Это своеобразное высшее проявление моральных качеств, когда толерантное отношение к другим и умение справляться с любой ситуацией продиктовано не титаническими внутренними усилиями и терпением, а глубоким пониманием ситуации и жизни.
Иногда благоразумие называют трусостью, что в коре неверно. Трусость определяется, как остановка действия или поведения человека в определённой ситуации под воздействием страха, который просто парализует человека, блокирует его мыслительную деятельность. При трусости страх парализует личность, даже там, где ситуация объективно преодолима. В случае с благоразумностью определённое действие выполняется не на основании эмоций, а на основании трезвого анализа ситуации. И обычно этот анализ показывает либо критические негативные последствия, если продолжать действие, либо отсутствие результата, и тогда остановка является объективным самосохранением или экономией энергии для поиска других возможностей. При благоразумном подходе человек ощущает собственный страх, но это не парализует его разум и действенную активность. На трусость когнитивные функции практически не воздействуют. Это происходит лишь на основании того, что первичные механизмы развития психики, к которым относится страх, всегда будут оставаться сильнее в своем проявлении, чем приобретенные высшие духовные качества, среди которых – благоразумие.