ВЕЛИКИЙ УСТЮГ
Великий У́стюг – город в Вологодской области, расположенный на левом берегу реки Сухона.
В 1999 г. объявлен родиной Деда Мороза, благодаря чему превратился в популярный центр семейного туризма.
Насчитывает 36,2 тыс. жителей – на 1992 г.
Важный экономический центр, задействованы заводы механический, литейно-механический, судостроительно-судоремонтный; щетинно-щеточная фабрика; деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность.
Железнодорожная станция.
Действует Центр художественных ремесел (с XVII в.), в котором представлены чернение по серебру (Великоустюжское чернение по серебру), плетение, резьба и роспись по бересте (фабрика «Великоустюжские узоры»), чеканка, другие промыслы.
Краеведческий музей. Известен с 1207 г.
Памятники архитектуры XVII в., среди которых церковь Вознесения, Михаило-Архангельский и Троице-Гледенский монастырь, Успенский собор.
Эпитет «Великий» город получил за свою роль в истории и торговое значение. В XVI в. торговое значение Устюга настолько возросло, что царь Иван IV включил город в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за городом утверждено название Великий.
В отечественной историографии Великий Устюг известен прежде всего как северный форпост Древней Руси и один из крупнейших опорных пунктов славянской колонизации Русского Севера в период с XI по XII вв.
25 декабря 1999 г. – состоялось торжественное открытие Дома Деда Мороза. Число туристов, посетивших город Великий Устюг, к 2002 г. выросло с 2 тысяч до 32 тыс. человек. Деду Морозу направлено более миллиона писем от детей из различных стран, товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась безработица. В 2018 г. годовой поток туристов на «родину» Деда Мороза достиг 300 тыс. человек.
Великоустюжское чернение по серебру – русский народный художественный промысел, который сложился в XVIII в.
Портсигары, подстаканники, тарелки, другие изделия украшают рисунками, тщательно выполненными чернью.
В 1933 г. основана артель, с 1960 г. – фабрика «Северная чернь», значительный вклад в развитие которой до 1962 г. внёс художественный руководитель Е.П. Шильниковский.