БЕСЕДКА
Беседка (англ. summer-house) — лёгкое открытое сооружение, состоящее из каркаса и нескольких опорных столбов по периметру и имеющее сверху крышу.
Каркас обычно изготавливают из металла, кирпича или дерева. Кирпичную беседку делают в том случае, если предусмотрена установка мангала или камина.
Беседки обычно обсаживаются растениями лианного типа — плющом, виноградом, шиповником. Они являются важным элементом садово-парковой культуры, устраиваются на усадьбах и дачах, в современной городской застройке.
Самые ранние изображения беседок обнаружены в гробницах фараонов и на египетских фресках. Укрытия в форме беседок обрели огромную популярность в Средиземноморских странах. Беседки выделялись своей стилистикой, строились на века. Например, древние греки возводили защитные сооружения от солнца из камня и мрамора. Для древнеримской аристократии беседки являлись одновременно местом для праздного времяпрепровождения и для непубличного решения важных государственных и политических вопросов. Возведение красивых и надёжных беседок в собственных имениях, а также их благоустройство, стало для патрициев приоритетным делом, на которое не жалели денег и сил.
В средние века и в эпоху Ренессанса отношение европейцев к беседкам несколько изменилось. Чаще всего их стали возводить вблизи или на территории монастырей и соборов, считая, что это идеальное место для уединения, молитв и покаяния. В светском обществе того времени господствовал так называемый «французский стиль». Беседки, выполненные в подобном стиле, отличаются роскошью и в то же время некой интимностью. Ярким примером данного направления может служить необыкновенный по красоте «Бельведер» в парке Малого Трианона, в Версале.
Названиями некоторых видов беседок мы обязаны именно европейской культуре. Например, «газебо» впервые появилось в Англии. Так называлась башня или просто навес на открытом возвышенном месте. С него было очень хорошо видно окружающие окрестности.
Похожее на газебо строение в Италии называлось «бельведер» – это достаточно лёгкая надстройка, которую возводят над зданием. Так же это мог быть отдельно стоящий небольшой павильон для приятного отдыха и расслабления, созерцания окружающих окрестностей.
На Востоке беседки также были известны с древних времен. Более того именно восточная культура и мировоззрение оказали немалое влияние на формирование представлений о беседке как о малой архитектурной форме. Беседка, выполненная в японском или китайском стиле, до сих пор пользуется несомненной популярностью. В Азии беседка воспринималась как место, где можно отгородиться от суеты внешнего мира и отдаться медитации. Её возводили в самых уединенных местах сада, вдали от людских глаз. Как правило, беседка на Востоке представляла собой лёгкое строение из бамбука, украшенное резьбой и снабженное задвигающимися дверями. Также беседки выступали обязательным местом проведения чайной церемонии. Таким образом, можно сказать, что беседка играла в восточной культуре весьма немаловажную роль.
Считается, что в России первые беседки начали строить в период правления Петра Великого. На самом деле, такие сооружения были известны и в допетровской Руси. На этот счёт есть несомненные письменные свидетельства. Назывались такие строения тогда «чердаками». Сохранились письменные доказательства, что в 1680 г. царь Фёдор Алексеевич поставил в своём новом «Верхнем» саду «резной, деревянный чердак, расписанный узорочно красками. Доски, украшавшие его, были вырезаны против того, как вырезаны у чердака в Аптекарском саду». Затем в 1697 г. в Красном Верхнем саду для царевича Алексея Петровича поставлен возобновлённый чердак столярной работы на брусяном рундуке (прямоугольном основании), расписанный «с лица красным аспидом, столбы цветным аспидом же, дорожки блягилем, гзымз — розными краски; внутри лазоревым аспидом».
Начиная с XVIII века беседки и павильоны стали особенно популярны в Российской империи. Их возводили и в роскошных парках царских резиденций, и барских поместьях. Образчиками подобных сооружений могут служить беседки Петергофа, «Большой Каприз» в Царском Селе, павильон в саду Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, против Царицына луга, беседка «Храм Цереры» и т.д.
Выделяют три вида этих сооружений:
- открытые – ротонды, навесы;
- полуоткрытые – традиционные дачные беседки;
- закрытые – летние кухни, павильоны, домики-гриль.
Беседки, кроме того, бывают многоугольные или круглые.
Открытые беседки возводятся, как правило, в виде небольшой площадки, густо обсаженной деревцами или обнесённой деревянной или проволочной решёткой, покрытой вьющимися растениями.
Полуоткрытые стали самым распространённым вариантом беседок среди частных домовладений. В классическом исполнении их изготавливают из дерева или кованого металла. Для защиты от снега, дождя и ветра в них устанавливают мягкие окна ПВХ или вешают шторы. Резные деревянные каркасы с колоннами и металлические ажурные узоры делают такой павильон не только красивым дополнением в саду, но и подчеркивают хороший вкус владельца.
Закрытые беседки, как следует из названия, имеют не только основание и крышу, но и стены, то есть строятся, как небольшой «холодный» домик в одну комнату, с окнами и дверями. «Холодным» такое строение является условно, поскольку внутри помимо столов и скамеек в такой беседке может размещаться камин или зона для приготовления пищи, с печью или даже целым печным комплексом, включающим в себя мангалы, барбекю и т.д.
Беседки по своему устройству, внешнему виду и использованному для их строительства материалам отличаются значительным разнообразием. Чаще всего их изготавливают из древесины, железа и природного камня. В первом случае они делаются в русском, швейцарском или китайском стиле; в последнем случае им придаётся более монументальный характер и к ним применяются формы древних классических стилей. Такого вида беседки служат лучшим украшением садов и парков; особенно хороши беседки из белого мрамора или из других светлых пород камня: их строгие архитектурные линии и светлый тон являются прекрасной антитезой тёмному фону и прихотливым очертаниям зелени, от которых на них падают лёгкие прозрачные тени.
Крыша такой беседки может быть увенчана флюгером или небольшой скульптурой.
Представлены беседки, называемые «живой павильон», их выполняют, делая упор на растения и деревья. Сначала монтируют металлический каркас, вокруг которого высаживают различные виды вьющихся культур – лианы, хмель, виноград. Такой вариант является местом летнего отдыха в тени и прохладе.
Создают уединённый тихий уголок беседки на воде, когда на приусадебном участке есть выход к естественному или искусственному водоёму. Обычно возводят деревянную и металлическую версию открытого или закрытого сооружения на сваях, мини-островках или на специальной площадке, как бы вклиниваясь в водохранилище. Всё зависит от архитектурного проекта. Сооружение могут дополнять выносные небольшие балконы или насыпной круговой проход вокруг него.
Инновационные разработки и технологии позволяют конструировать беседки различных форм: прямоугольные, квадратные, круглые, многоугольные, других сложных форм.
Для изготовления используют различные виды строительных материалов: деревянные, кирпичные, каменные, металлические, поликарбонатные на металлическом каркасе, из ПВХ-труб.
По типу фундамента: с основанием - свайный (винтовой и буронабивной), столбчатый, монолитный, ленточный, плиточный из подручных материалов (альтернативное сырьё для конструкций с небольшим весом и размером, например, основу могут составлять деревянный каркас или автомобильные покрышки); без основания – лёгкие переносные конструкции, которые можно использовать в качестве временных сооружений, устанавливаемых на заранее подготовленную площадку с ровной поверхностью.
В «беседкостроении» сложились разнообразные стили:
Японский. Крыша конструкции — ярусная, из нескольких слоёв. Её форма может быть округлая, заострённая к верху, многоугольная (6–8 углов), веерная, иметь изогнутые рёбра. По периметру сооружения устанавливают икебаны, наполнителем для которых служит речная галька и светильники. Оконные проёмы большие, чтобы обезпечивать хорошее освещение и движение воздуха. Закрытые перегородки с квадратными переплётами. Внутренний интерьер должен быть просторным, с миниатюрной мебелью: низкими табуретками и столиками, кресла — плетёные, если лавки, то с резьбой. Каркас выбирают в тонах тёмного ореха, сакуры, рисовой бумаги, светлой берёзы, водяной лилии.
Минимализм. Для стиля характерны лаконичные формы. Стройматериалы подбирают в светлых тонах или натурального цвета. Меблирование внутреннего пространства — минимальное, с отсутствием лишних предметов. Акцент делают на декорировании яркими аксессуарами: текстилем, посудой и прочим.
Деревенский. Строение собирают из дерева, в котором максимально просматриваются сельские мотивы в каждой детали — от архитектурной формы до черепицы на крыше. В качестве декоративных атрибутов используют колёса телег, различные чучела, натуральные цветы, подсолнухи и т.д. В них отсутствуют признаки современности, такие как автоматические мангалы и современное освещение.
Скандинавский. В основном это деревянные и каменные варианты, которые изготавливают в ярких красках и светлых тонах. Такая тенденция объясняется суровой долгой зимой и короткими световыми днями, которые присущи северным странам. По периметру сооружения высаживают много вьющихся растений.
Морской. В стиле присутствует классическая морская тематика. Используют базовое сочетание цветов — белого и синего, с отдельными фрагментами жёлтого, бежевого и красного. В декоре обязательна морская атрибутика. Дополнительно морскую тематику можно подчеркнуть песком вокруг конструкции, живой изгородью из винограда, «пальмовыми» растениями.
Кантри. Общая концепция — простота форм, натуральные материалы, простодушие. Сооружение всегда возводят из дерева с оформлением в деревенском колорите страны, которую будут отображать в стиле (американский, английский, русский и т.д.).
Хай-тек. Основной акцент сделан на пространство, свет и лаконичность. В строении меньше стен, больше простора и свежего воздуха. Отсутствуют кованые элементы, деревянная резьба и цветочные орнаменты. Используют строгие прямые линии. Из материалов предпочитают полимеры, металл, камень, бетон и стекло. При декорировании текстилем выбирают исключительно креативные и функциональные варианты. Освещение дополняют светодиодными лентами с режимом мерцания, уличными фонарями и встроенными светильниками.
По своим габаритам беседки делятся на три типа — по количеству размещённых людей.
Малые. Стандартный размер 2×2 м рассчитан на 8 человек. Собирают деревянные конструкции из лиственных пород деревьев, ели, сосны. Могут применяться металлические детали. К ним относятся также беседки 2×3, 3×3 м. Их возводят из брусьев, используя монтажные крепления, диагональную связку и профили. Сверху устанавливают четырёхскатную крышу, пол настилают досками. Сюда же относятся комплексы 3×4 м прямоугольной формы на фундаменте.
Средние. Классические параметры в данной категории — 4×4, 6×4 м. Беседки сооружают из качественного материала с преобладанием прямых форм. Обычно используют хорошо просушенное дерево.
Большие. Их размеры — 5×5, 6×6 м. Традиционно возводятся шестигранной или восьмигранной формы. Может вместить более 10 человек.
Пергола – конструкция из решеток, необходимая для защиты от солнца, обрела большую популярность особенно в южных странах Европы – Испании, Италии.
Такие беседки строили над переходами из одного дома в другой, но они могли и соединять ими торговые павильоны.
Перголы также могли служить опорой для вьющихся растений, которые создавали дополнительный заслон и украшали вид беседки.