Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БРОШЬ

Брошь (фр. broche; англ. brooch) — женское ювелирное украшение, прикалываемое к платью на груди или воротнике.

Синоним: брошка, аграфа, запонка.

Исторические исследования и археологические раскопки указывают на то, что самые ранние металлические броши появились ещё в бронзовом веке. Они имели первоначально утилитарное предназначение — скреплять одежду у горла.

Античные и раннесредневековые застёжки, скрепляющие одежду, называются фибулы.

Известны как простые фибулы без какого бы то ни было декора, так и ювелирные, выступающие не только застёжкой, но и ювелирным украшением. Нередко фибулы изготавливались из золота или серебра и украшались жемчугом, драгоценными камнями, чеканными орнаментами и т.д.

Затем появились аграфы – украшения-застежки из эпохи классического Средневековья и заменившее более простые фибулы. В отличие от фибул, средневековый аграф представлял собой не заколку, а застёжку, пряжку. В XIII в. аграф представлял собой обильно декорированное крепление из петли и крючка; популярной была форма розетки или венка. Аграфом обычно скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Примерно в это же время на Руси и у других славянских народов состоятельные люди стали украшать свою верхнюю одежду запоной – бляхой, чаще всего круглой формы, золотой или серебряной, украшенной драгоценными камнями.

Введение украшения под названием «брошь» приписывают мадам де Севинье (1626-1696 гг.). Эта застежка отличается от своих предшественниц – фибул и аграфов – как богатством оформления, так и местом прикрепления. С помощью броши можно было не только скрепить ворот или прикрыть вырез, но и подчеркнуть декольте, обнаженную шею. В русских журналах первой половины XIX века брошью Севинье называлась крупная брошь овальной формы с тремя подвесками.

Корсажная брошь – украшение европейских аристократок XVII—XIX вв., наиболее популярное в XVIII в.

Крепились на корсаже (лиф платья), ровно посередине груди. Изготавливалось из благородных металлов и украшались драгоценными камнями — бриллиантами или, в моде рококо, цветными (топазы, аметисты и т.д.) Как правило, корсажные броши были довольно объёмными, с несколькими подвесками, иногда — в три ряда, повторяющих V-образную форму лифа.

В XVIII в. были модны броши, усыпанные бриллиантами, в виде букетов, лент сплетенных ветвей; к концу века появляются круглые или овальные броши-портреты в золотой оправе с жемчужной каймой.

XVII-XIX вв. - это миниатюры, геммы мозаика, веджвудские пластинки (бело-голубые рельефы) в скромной оправе. В эпоху ампир особенно модными стали броши с камеями.

Своего расцвета искусство броши достигли в эпоху бидермейер: ими скрепляли столь любимые тогда воротнички и шейные платки. В эпоху романтизма появились броши, в которых можно было хранить что-либо на память.

В первую половину XIX в. броши украшаются филигранью и зернью с драгоценными камнями.

Во времена второго рококо броши стали делать из прессованного золотого листа с цветной перегородчатой эмалью, или с камнями.

Траурная брошь – украшения, которые носили во время траура, такие броши изготавливали из определённых материалов (гагат, чёрное стекло, чёрная и белая эмаль, жемчуг, гранаты) и должны были содержать какое-нибудь напоминание о покойном: его инициалы, надпись на латыни, портрет усопшего. Особенно популярны были траурные броши со вставкой из плетёных волос покойного.

Фрейлинский шифр – брошь в качестве особого знака в виде вензеля, как правило, золотой и усыпанный бриллиантами, который носили фрейлины при русском императорском дворе.

Шифры имели форму инициалов императрицы или двух императриц. Знак носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа.

В 60-х гг. начали применять платину, и появились бриллиантовые броши в платиновой ажурной оправе.

То появляясь, то исчезая из моды, броши дожили до наших дней. К числу материалов для их изготовления добавились дерево, кожа, пластмассы и многое другое.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть