РУССКИЙ АМПИР
Русский ампир – художественный стиль начала 19 в., который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве.
Период развития русского ампира в архитектуре первой половины 19 века иногда называют «николаевским», который приходится на годы правления Николая I (1825—1855 гг.) Представлено также мнение, что николаевский ампир – это последняя завершающая стадия русского классицизма, его так называемая казённая версия.
Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг.
Делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.
Ампир в России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Жёсткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения Карло Антонио де Росси (Carlo di Giovanni Rossi); (1775—1849 гг.) Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом. Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов.
Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.
Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи. Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Фёдоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода. К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории. Произведения К. Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа Петербурга как «четвертого Рима». Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.
Другим видным архитектором стиля ампир в России являлся Василий Петрович Стасов (1769—1848 гг.) С 1808 г. В.П. Стасов работал на строительстве Петербурга, выступил автором Гвардейских соборов – храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.) Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С.И. Гальберга, И.И. Леппе). Кроме того, В.П. Стасов – создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге – Нарвских и Московских.
См. Ампир