Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм (лат. abstractus — удалённый, отвлечённый; англ. abstract art, abstactionism; исп. bstraccionismo) — 1) направление в живописи, скульптуре и графике, возникшее в 20-е гг. XX в. как стиль, при котором изображаются не сразу узнаваемые предметы, а узоры и композиции из цветовых пятен, геометрических форм и линий; 2) музыка, соответствующая такому стилю и направлению.

Синоним: абстрактное искусство, безпредметное искусство

Абстрактное искусство издревле сопровождало творчество человека, существуя в виде орнаментов или нон-финито (незаконченные рисунки и скульптуры), но только в новейшей истории выявило свои подчас завораживающие черты. Оно заменило натуралистичекую, легко узнаваемую предметность игрой линий, красок и форм, где внешне отсутствующий сюжет или предмет дополняются воображением зрителя.

Считается, что абстракционисты всё же изображают реальный мир как сочетание неестественных (геометрических) форм, линий, цветовых пятен. Эта точка зрения основана на том, что в абстрактном искусстве художники стремятся непосредственно выразить «духовные сущности», свой внутренний мир.

В 1910 г. в Германии русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866–1944 гг.) предложил стиль живописи, который шокировал публику. На его картинах не было ничего узнаваемого. Этот стиль назван абстрактным искусством.

В работах голландского живописца Мондриана, русского скульптора Б.Д. Королёва и других содержатся логически упорядоченные конструкции из объёмов, линий, геометрических фигур. Для других абстракционистов характерно стремление выразить стихийность, неосознанные порывы творчества в динамике пятен, объёмов, линий. Тому примером служит живопись американских «абстрактных экспрессионистов» Дж. Поллока, М. Тоби, ташистов (фр. «пятно»), французского художника П. Сулажа и других.

Абстракционист (англ. abstract artist, abstractionist; исп. abstractista) — тот, кто является последователем абстракционизма; художник, творчество которого требует высокоразвитой абстракции.

Супрематизм (лат. — высший) — разновидность абстракционизма, основанная в 1913 г. русским художником Казимиром Севериновичем Малевичем (1878 –1935 гг.) Образным манифестом «высшего абсолюта» стала его картина «Чёрный квадрат».

Высший смысл искусства, в трактовке супрематизма, составляет процесс, начатый художником, и который должен завершить особое состояние зрителя, в восприятии которого начинается новое сотворение произведения. В частности, закономерности высшего порядка, по мнению теоретиков абстракционизма, могут быть выражены с помощью простых геометрических фигур: квадрата, круга, креста и других символов высшего. Художниками-супрематистами подчёркивался интерес к абстракции, сведённой к нулевой степени живописи в её обыденном понимании. Казимир Малевич говорил о супремативизме, как о высшей форме искусства, сущность которого — безпредметность, осмысленная через ощущения.

Супрематизм основывался на некоторых принципах кубизма и футуризма. Это направление переросло в конструктивизм (см. Конструктивизм) и предопределило перспективы развития дизайна.

Абстрактная живопись (англ. abstract painting) — живопись, свойственная абстрактному искусству.

Абстрактная музыка (англ. abstract music; absolute music) —музыка, форма и содержание которой соответствует принципам абстракционизма.

Синоним: абсолютная музыка.

Абсолютная музыка в XIX в. противопоставила себя «изобразительной» и «программной» музыке, задачей которой является выражение чего-либо определённого. Ультраконсервативные музыканты совершенно отрицали в музыке способность что-либо изображать.

«С точки зрения впавшего в модную крайность меньшинства, всякая музыка, не служащая выразительницей определённой поэтической мысли, — пустая забава», - выделил главную идею последователей абсолютной музыки Г. Риман /183/.

Прибегая к символизму, т.е. стремясь вызвать в слушателе определённую ассоциацию идей при помощи известных формул или стилизированного звукоподражания, музыка выступает из своей собственной области и переходит в область поэзии или изобразительного искусства (см. Riemann, «Wie hоren wir Musik», 1888). Cущность поэзии заключается в том, чтобы вызывать и связывать между собою, при помощи условных формул (слов), определённые представления, а сущность изобразительного искусства — в прямом воспроизведении внешних явлений; таким образом оба достигают конечной цели всякого искусства — действовать на душу — окольными путями, в которых музыка не нуждается: могущество музыки именно в том и заключается, что она непосредственно действует на душу, что она сама — ничто иное, как свободно изливающееся чувство и, без помощи разума, снова переходит в чувство y играющего и слушающего.

Абстракционистский (англ. abstractionist) — присущий абстракционизму.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть