АВАНГАРДИЗМ
Авангардизм (англ. avant-gardism, avant-garde) — обобщённое название ряда радикальных течений в искусстве XX в., представители которых порывают с устоявшимися принципами искусства и предлагают новые средства художественной выразительности.
Синоним: авангардистское искусство.
В широком смысле к авангардизму причислены все новаторские устремления в искусстве XX в. Авангардизму свойственна программность творчества, отрицание непосредственно предшествующих традиций.
Классический период русского авангарда относится к новаторским художественным течениям в первой трети XX в. (футуризм, «левое искусство» и т.д.) Крупнейшими представителями русского авангарда являются Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский, К.С. Малевич (изобразительное искусство), В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк (литература), В.Э. Мейерхольд (кино), А.М. Родченко (художник-фотограф) и другие.
В советское время авангардизму приданы отрицательные значения. «Во всех областях движение вперёд поощрялось, а в изобразительном искусстве авангард — это было как измена Родине», — пишет Илья Алексеев в своём романе «Яр-Москва», М. 2005 г., с. 12.
См. Авангард