Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

АВАНГАРД

Авангард (фр. avant — перед + garde — охрана; англ. advance-guard; исп. avanzada) — 1) ядро передовых, лучших сил, представленное как часть общественного движения. 2) часть войска, выдвинутая вперёд от его основных сил. 3) авангардистское искусство и культура. 4) деятели авангардистского искусства и культуры. 5) ультрамодный. 6) (англ. vanguard) — передовые позиции вообще, передовая группа какого-либо движения.

Противоположное: арьергард.

Социальные силы, движения представлены его авангардом, который обычно оформлен в виде партий, общественных организаций, клубов. В бизнесе, как и на войне, главная добыча достается тем, кто в авангарде.

Авангардизм (англ. avant-gardism, avant-garde) — обобщённое название ряда радикальных течений в искусстве XX в., представители которых порывают с устоявшимися принципами искусства и предлагают новые средства художественной выразительности.

Синоним: авангардистское искусство.

В широком смысле к авангардизму причислены все новаторские устремления в искусстве XX в. Авангардизму свойственна программность творчества, отрицание непосредственно предшествующих традиций.

Классический период русского авангарда относится к новаторским художественным течениям в первой трети XX в. (футуризм, «левое искусство» и т.д.) Крупнейшими представителями русского авангарда являются Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский, К.С. Малевич (изобразительное искусство), В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк (литература), В.Э. Мейерхольд (кино), А.М. Родченко (художник-фотограф) и другие.

В советское время авангардизму приданы отрицательные значения. «Во всех областях движение вперёд поощрялось, а в изобразительном искусстве авангард — это было как измена Родине», — пишет Илья Алексеев в своём романе «Яр-Москва», М. 2005 г., с. 12.

Авангардистское искусство — создание в художественном творчестве новых форм, опережающих привычные представления и вкусы публики.

Синонимы: авангард, авангардизм.

Киноавангард — направление в киноискусстве 20-х гг. XX в., проявившееся в поисках особых средств выразительности.

Новые направления в кино выразили режиссёры А. Ганс, Ж. Эпштейн, Ж. Ренуар и другие.

Киноавангард особенно ярко проявился во французском и немецком кино. Произведения киноавангарда поэтичны, насыщены зрительными метафорами и аллегориями, натурными съёмками.

В создании кинофильмов авангарда принимали участие художники Ф. Леже, С. Дали и другие.

Французский авангард делится на два этапа. Теоретиком экспрессионизма («первого авангарда») стал Л. Деллюк, создавший, в частности, теорию фотогении (см. Фотогеничность). Она заключается в свойствах предметов, явлений, людей выглядеть на экране или на фотографиях иначе, чем в жизни. Во «втором авангарде» переплелись абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм.

Немецкие авангардисты кино пошли по другому пути. Они стремились лишить кинообраз сходства с конкретными объектами, сильнее выразить игру света, форм, линий. Их рисованные ленты оказали значительное влияние на развитие анимационного кино.

Авангардист (англ. avant-garde artist, avant-gardist) — художник, воплощающий принципы авангардизма; художник-первопроходец; тот, кто в искусстве идёт впереди.

Авангардистский (англ. avant-garde) — свойственный авангардизму.

Авангардный (англ. vanguard — передовой, avant-garde) — занимающий передовые позиции; свойственный авангарду.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть