КИНОАВАНГАРД
Киноавангард — направление в киноискусстве 20-х гг. XX в., проявившееся в поисках особых средств выразительности.
Новые направления в кино выразили режиссёры А. Ганс, Ж. Эпштейн, Ж. Ренуар и другие.
Киноавангард особенно ярко проявился во французском и немецком кино. Произведения киноавангарда поэтичны, насыщены зрительными метафорами и аллегориями, натурными съёмками.
В создании кинофильмов авангарда принимали участие художники Ф. Леже, С. Дали и другие.
Французский авангард делится на два этапа. Теоретиком экспрессионизма («первого авангарда») стал Л. Деллюк, создавший, в частности, теорию фотогении (см. Фотогеничность). Она заключается в свойствах предметов, явлений, людей выглядеть на экране или на фотографиях иначе, чем в жизни. Во «втором авангарде» переплелись абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм.
Немецкие авангардисты кино пошли по другому пути. Они стремились лишить кинообраз сходства с конкретными объектами, сильнее выразить игру света, форм, линий. Их рисованные ленты оказали значительное влияние на развитие анимационного кино.
См. Авангард