Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ

Новая вещественность (нем. Neue Sachlichkeit) – художественное течение в Германии, которое в 1920-х гг. охватило живопись, литературу, архитектуру, кино, музыку, различные направление культуры и искусства, противопоставляя себя позднему романтизму.

Синоним: Новая предметность, новая вещность.

Исчерпало себя в 1933 г. с приходом к власти нацистов и установлением единой государственной политики в сфере искусства.

По определению видного российского искусствоведа В.С. Турчина, движение за новое искусство не представляло собой единого художественного направления или стиля. «Вещественники» — люди «потерянного поколения»: героев произведений Э.М. Ремарка, С. Цвейга, Б. Брехта, утерявших духовные ориентиры в период между двумя мировыми войнами. Подобное мироощущение отражало искания художников из разных областей Германии, стремившихся противодействовать наступлению формализма и абстрактного искусства (отсюда название). Среди них были «бытописатели», неоклассицисты, «бидермайеровцы», сатирики, скептики, циники, порнографы и карикатуристы. Художники стремились воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле, без идеализации и романтики. Не принимая абстрактивизм, «вещественники» отвергали и натурализм, они стремились к обновлению художественного языка. Отсюда приставка «новая».

Название новая вещественность, как отмечает Википедия, ввёл в обиход в 1925 г. директор Мангеймского художественного музея Густав Фридрих Хартлауб, пытаясь определить отход молодых художников от авангарда и переосмысление ими реалистических традиций. Хартлауб характеризовал этот реализм так: «Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (что нашло себе отдушину в экспрессионизме). Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону «новой вещественности». Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, без всяких идеализирующих или романтических фильтров».

См. Вещественный

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть