Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРДЮРА

Вердюра (фр. verdure – зелень, растительность) — 1) стенной ковёр с растительным орнаментом (пейзаж, иногда геральдика — в отличие от фигурного, геометрического, другого орнамента); вид орнаментального оформления стены. 2) в нормандской Англии начала XII в. управляющая часть административной иерархии английских королевских лесов, фактически, гильдия королевских егерей.

Собор вердюров (англ. Court of Verderers; ранее фр. Court de Verdeurs) — он же Собор зеленщиков, в Великобритании так называется совет егерей, ведающих землёй и лесными угодьями в королевском охотничьем домене, являющемся частью собственности британской королевской семьи.

Слово «вердюр», которое в буквальном переводе с обозначает «зеленщики», появились в средневековой Англии в начале XII в. и было связано исключительно с королевскими лесами. Оно обозначало человека, представляющего администрацию английских королевских лесов, которые король Англии Вильгельм Завоеватель (1028 — 1087 гг.) перевёл в разряд охотничьих угодий короны, то есть того, кого в современном мире можно было бы назвать лесником. В нормандской Англии вердюры расследовали крупные и мелкие преступления, связанные с нарушением правил использования лесных угодий.

Сохранились вердюры и в современной Англии, они следят за выполнением регламента по выпасу свиней на плодокорме в Нью-Форесте.

Позже термин «вердюр» стал употребляться не только в Англии, но и в Европе. Только теперь его стали относить к произведениям шпалерного искусства. К концу XV в., в соответствии с принципами искусства эпохи Возрождения, пейзажная тема стала всё чаще появляться не только в творениях художников, но и ткачей, специализирующихся на создании безворсовых настенных ковров, а также в обивочных тканях для мебели. В это же время появляются шпалеры, целиком посвящённые пейзажу. Их назвали французским словом «verdure», что означает «зелень, растительность» и развешивали в просветах между архитектурными деталями в виде фона на заднем плане.

В наиболее ранних вердюрах фон ткали гладким или разрабатывали декоративно, как в книжных миниатюрах, откуда художники часто черпали сюжеты для шпалер.

Иногда ткачи просто копировали для фона восточные и итальянские ткани или изображали отдельные мотивы, взятые с тканей. На природу, окружающую место события, намекали отдельно стоящие деревца, кустики, цветы.

В основу композиции ложился уже сформированный принцип построения классического пейзажа: чередование пространственных планов разделяется на три пространственных слоя. Для усиления иллюзии перспективы в композицию включались архитектурные мотивы. Колористическая гамма шпалер-вердюр строилась на сочетании холодных синих, зелёных и голубых тонов неба, воды и зелени и тёплых терракотах земли и стволов деревьев. Декоративную функцию выполняли красные, оранжевые, золотые цвета в опереньях птиц и трактовке цветущих растений.

Когда в XVI в. в живописи и в шпалерном ткачестве объектом внимания становятся небольшие уголки природы, это наименование закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества.

Изображения зелёных растений, деревьев, птиц и животных на вердюрах становились более натуралистичными. Позже обязательными фигурами на вердюрах стали реальные и вымышленные звери.

Иногда изображённые на вердюре сцены имели сюжет, в котором реальные или мифические животные вступали в жестокую борьбу друг с другом. Такие сцены часто несли геральдическую смысловую нагрузку. Иногда на вердюрах появлялись чисто геральдические мотивы: в центре изображались гербы, инициалы. Например, на вердюре, подаренной великому князю литовскому и королю польскому Сигизмунду II Августу (1520—1572 гг.) городельским старостой Кшиштофом Крупским, изображён польский орёл – девиз и герб Корчака, а ниже дата и инициалы К.Крупского.

К концу XVII в. вердюра, наравне с библейским, мифологическим и историческим жанрами, становится самостоятельным жанром в шпалере и достигает наивысшего расцвета.

Условность и повышенная декоративность их трактовки, характерные для ранних европейских шпалер, смягчились тщательно проработанным рисунком и более сложным колоритом. Такие вердюры пользовались большой популярностью и служили украшениями дворцовых интерьеров. Необычный узкий формат некоторых вердюр, изготовленных в этот период, объясняется тем, что они были предназначены для простенков между окон. Позднее появляются и наддверные шпалеры-вердюры. Наиболее известны вердюры из Вавельского королевского замка в Кракове. Они заказывались Сигизмундом II Августом в брюссельских мастерских, начиная с 20-х годов XVI в. Эта коллекция представляет большой интерес, поскольку не только обладает высокими художественными достоинствами, но и даёт пример создания шпалер для определённого интерьера. Условность и повышенная декоративность их трактовки, характерные для ранних европейских вердюр, смягчились тщательно проработанным рисунком и более сложным колоритом.

Замечательные образцы шпалер-вердюр созданы во Фландрии в середине XVI в. для королевского дворца на Вавеле. Полный комплект состоял из 356 шпалер. В ту пору в моду вошла так называемая «шпалерная развеска», когда вся стена скрывалась под коврами, поэтому в комплект вошли также шпалеры для простенков между окнами, размещения над дверями и т.д. Залы королевского замка в Вавеле — редкий случай сохранения ренессансных интерьеров до наших дней.

В XVI веке популярность снискали шпалеры из Турне, в этом городе работали совместно ткачи Фландрии и Франции. Одними из самых знаменитых мастеров Турне были Паскье Гернье, с именем которого связывается появление новых приёмов ковроткачества, и его четыре сына.

В XVI-XVII вв. вердюрами славились брюссельские мастера.

Одним из центров вердюрного производства в XVII в. стал фламандский город Ауденарде. А в XVII-XVIII вв. – французские (г. Бове). Здесь для короля произведено 120 ковров.

В XVIII в. созданы и получили широкую известность вердюры королевской мануфактуры французского города Обюссона. Изображения регулярного или пейзажного парка характерны для целого ряда шпалер, созданных в первые десятилетия XVIII в. В отличие от композиций вердюр предшествующего времени, в композициях данных шпалер центральное место отведено архитектуре. Они представляют архитектурно-парковый пейзаж или вид на архитектурный ансамбль, который частично прикрывают деревья с густой листвой. На вердюрах, созданных в этот период, часто изображены романтические лесные заросли, могучие стволы деревьев, увитые плющом, тихий пруд с лебедями и цаплей, проворная выдра, тихая заводь с виртуозно сотканной волнующейся поверхностью пруда. Также стали традиционными цветочные мотивы: изысканные ирисы, с распускающимися лепестками, с поднимающимися от дыхания перышками на груди выпи.

Вердюры из Ауденарде выделяются особым колоритом, где господствуют зелёные и коричневые тона, дополненные сине-зелёными и желтовато-кремовыми оттенками; из животных наиболее часто изображены фазаны, цапли, олени, петухи и павлины; из растений — дубы, маки, клёны. В Брюсселе одним из первых мастеров вердюры стал представитель знаменитого семейства ткачей Паннемакеров — Виллем. Он работал с окрашенным в разнообразные цвета шёлком, активно использовал в своих произведениях золотые и серебряные нити.

Вердюрный – относящийся к вердюрам.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть