Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Верещагин Василий Васильевич (26 октября 1842 – 13 апреля (31 марта) 1904 гг.) – выдающийся русский художник-баталист.

С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях. Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68 и 1869-70 гг.); участвуя в туркестанских походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76 и 1882 гг.). В 1877-78 гг. участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 г. посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 гг. (а также 1902 г.) США, в 1901 г. - Филиппины, в 1902 г. - Кубу, в 1903 г. - Японию. Путевые впечатления легли в основу многочисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы, примером чему является «Туркестанская серия».

Биография Василий Васильевича Верещагина насыщена разнообразными событиями, многочисленными путешествиями.

26 октября 1842 г. – в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье предводителя дворянства родился Василий Васильевич Верещагин (14 октября 1842 г. по ст.ст.)

Его отец Николай Васильевич Верещагин родился в 1839 г. в деревне Пертовка Череповецкого уезда, где и умер в возрасте 67 лет. Признан основателем молочного скотоводства в Вологодчине. После обучения в Швейцарии создал школу сыроварения для обучения крестьян – дал шанс победить нищету простым русским людям и посвятил этому жизнь. В Европе его впечатлил пример артельной сыроварни, куда крестьяне сдавали молоко, а потом делили между собой доходы, получаемые от продажи сыра. За четыре десятилетия Верещагину и его соратникам удалось сделать Россию крупнейшим экспортером сливочного масла. В Череповце установлен памятник Николаю Васильевичу Верещагину в сквере его имени.

С 9-ти лет будущий художник, юный Василий Верещагин обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. Увлечение рисованием появилось у него в раннем детстве. Его хвалили, но никто не обратил внимания на его способность к рисованию, профессию художника не считали достойной, «…сыну столбовых дворян, 6-й родословной книги, сделаться художником – что за срам!», – вспоминал Верещагин.

Как и два своих брата он определён в военно-учебное заведение.

В 1853 г. поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 г. в чине флотского гардемарина.

В 1858 г. приступил к занятиям в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1858-59 гг. – плавал на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 г. – поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил её в 1863 г.

В 1863 г. оставил Академию (числился там до 1865 г.) и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться».

В 1864 г. – приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts), посещая мастерскую художника Жана-Леона Жерома.

В марте 1865 г. – Верещагин вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни. Рисунки, созданные молодым, 23-летним художником на Кавказе, впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском «Всемирном путешественнике».

В 1865—1866 гг. – Верещагин обучался в Парижской академии.

В 1865-1867 г. – Верещагин возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже.

В 1866 г. – картины Верещагина выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 г. – Верещагин определён на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

В августе 1867 г. – Верещагин отправляется в Среднюю Азию для того, чтобы своими глазами увидеть войну на юго-восточных рубежах Российского государства. Находясь в составе царских войск, он завоевал Среднюю Азию не силой оружия, а талантом художника.

Нужно сказать о характере войны, что вела Россия в Туркестане. Присоединение Средней Азии к России не являлось колонизацией Туркестана. Экономика и культура его народов стала развиваться интенсивней под влиянием системы Российской государственности. Разумеется, Россия «не была раем для народов, вошедших в её состав», как писал в свое время замечательный советский археолог и историк Сергей Павлович Толстов. Однако, в тех районах, где Средняя Азия стала частью российского пространства, прекратились междоусобные войны, была запрещена работорговля. Кроме того, в середине девятнадцатого века Англия алчно желала действительно колонизировать среднеазиатские полуфеодальные объединения и подчинить их себе так же, как и Афганистан. Если бы это произошло, народы Средней Азии утратили бы свою самобытность в железных объятиях глубоко чуждой им островной цивилизации англичан. Евразийская Россия в данных обстоятельствах просто сыграла на опережение, включив в свой исторический контекст все народы, которых она мирным и немирным путем завоевала.

Осенью 1867 г. Верещагин прибыл в Ташкент. С любовью и вниманием (можно сказать, с родственным вниманием) Верещагин изучает жизнь незнакомого ему народа. Он видит толпы нищих, зараженных опиумной болезнью. На базарах, в банях, в мечетях, всюду он видит одержимых этим гибельным пороком бедняков. Ранит впечатлительную душу художника положение женщины в Туркестане. Вот что он пишет об этом: «Судьба женщины в Средней Азии, говоря вообще, ещё печальнее её сестры в более западных странах, каковы Персия, Турция и др. Ещё ниже, чем у последних её гражданское положение, ещё сильнее замкнутость и отверженность от её властителя-мужчины, ещё теснее ограничение деятельности одной физической, животной деятельностью. С колыбели запроданная мужчине неразвитым, неразумным ребенком… она… к эпохе сознательного, зрелого возраста уже успевает состариться, задавленная нравственно ролью самки и физической работой вьючной скотины».

22 марта 1868 г. – Верещагин в сопровождении переводчика и оренбургских казаков выехал из Ташкента в Ходжент. Туркестанский генерал-губернатор поручил художнику в этой командировке провести этнографические исследования в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях. Неожиданный талант целителя обнаружил в себе художник в деревне Ходжакенте. Богатая душа Верещагина, видимо, была многосторонне одарена. После того, как он излечил нескольких больных, Верещагин становится известным в этой местности врачом, благородным, дружелюбным, великодушным. Но вскоре до Верещагина доходит весть о возобновлении эмиром Бухарским военных действий против русских. Вот строки его дневника тех лет: «Война! И так близко от меня. В самой Центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений…». Впрочем, вскоре получены известия о взятии русскими Самарканда. Поле сражения под Самаркандом открылось глазам художника с самом неприглядном и страшном виде. «Я никогда еще не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью», – писал Верещагин.

2 мая 1868 г. – Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горсткой русских солдат изнурительную осаду цитадели Самарканда войсками шахрисабзских беков, китай-кипчакских племён и восставшими местными жителями. За оборону Самаркандской крепости Верещагин награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (14 августа 1868 г.)

Ужасаясь механической жестокости убийства, его душа вместе с тем жаждала подвига и готова была отдать «жизнь свою за други своя». Его мужество с особой силой проявилось во время обороны Самарканда. Самарканд тогда взяли в осаду огромные массы воинов-шахризябцев, соединившиеся с участниками вооруженного восстания в этом городе. Семи тысячам русских воинов противостояло не менее пятидесяти пяти тысяч фанатиков, осаждавших самаркандскую крепость. С отменным безстрашием и презрением к смерти сражался с ними Верещагин. Во время самого сильного штурма, когда через брешь стены в цитадель ворвались осаждающие, когда солдаты панически растерялись, а офицеры не могли повести их в контратаку, с ружьем наперевес художник ринулся вперед с возгласом: «Братцы, за мной!» – и увлёк солдат. Не раз Верещагин участвовал в опасных вылазках и рукопашных схватках. Не раз оттаскивал с наружной стороны стены уже разлагающиеся трупы под шквальным огнем тысяч неприятельских ружей. Только вот людские потери не давали возможности длительной обороны крепости. Поэтому на военном совете принято решение в крайнем случае запереться в ханском дворце и обороняться там до последней возможности, после чего всем оставшимся в живых взорваться. Но вскоре атаки фанатиков стали слабеть. Многие из них покинули поле боя, узнав о разгроме войск эмира на Зерабулакских высотах. Да и сам эмир, объявивший газават и погубивший стольких своих людей, признал власть победителя и стал верно служить русскому царю. В это время возвращается в Самарканд русский отряд под командованием Кауфмана и полностью снимает осаду.

Вторая поездка в Туркестан была совершена художником через Сибирь. Приехав в Ташкент в 1870 г., Верещагин и здесь пишет полные сочувствия и сострадания этюды, рисунки и картины, изображающие типы среднеазиатских нищих. Все они написаны, что называется, с натуры и далеко неоднозначны с точки зрения оценки этого социального явления художником. Нищета обрекала на паразитическое существование массу молодых и сильных людей, обреченных на безделье. Документально достоверны такие картины, как «Нищие в Самарканде», «Политики в опиумной лавке».

В 1870-1990-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. Почти на треть века он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая колоссальное на развитие международного пацифистского движения. В России о нём восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В.В. Стасов и писатель В.М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображённые ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874 г.)

В 1871 г. – Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер. Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами.

В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка – в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название «Варвары». В неё входят картины «Апофеоз войны» (1871 г.), «Нападают врасплох» (1871 г.), «Окружили - преследуют...» (1872 г.), «Представляют трофеи» (1872 г.), «Торжествуют» (1872 г.), «Высматривают» (1873 г.) и «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873 г.)

В своей знаменитой «туркестанской серии» Верещагин (1869-73 гг.), ведя художественную летопись российского продвижения в Средней Азии, подчёркивал и доблесть русских воинов, и обличал всю мерзость войны. Его картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством бренности, рукотворных страданий. Известнейшее полотно серии «Апофеоз войны» (1870-71 гг.) с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, – снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Шокирующая картина «Апофеоз войны» создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

И с особенной силой здесь мучают художника темы войны, рабства, несправедливости людских отношений. Самым чудовищным и страшным из преступлений Достоевский, современник Верещагина, считал насилие над ребёнком. И картина Верещагина «Продажа ребёнка-невольника» потрясает нас так же, как одна из самых пронзительных страниц в романе Достоевского «Бесы» и буквально вопиёт о злодейском поступке его литературного героя Ставрогина. В этот период все глубже становятся раздумья художника о двойственной природе человека – палача и жертвы одновременно, потому что, скажем, Тамерлан с его пирамидами человеческих черепов являлся не только создателем невиданной степной империи, но и жертвой своего необузданного восточного деспотизма. Преодолевая узкие рамки исторической тематики, такие картины Верещагина, как «Двери Тамерлана», «У дверей мечети» и, наконец, «Апофеоз войны» исполнены не только антимилитаристского пафоса, но и знанием о неистребимости зла и тиранства в нашем подлунном мире, пока в нем присутствует человек.

Верещагин, будучи художником-баталистом, кроме своего художнического таланта, обладал не менее могучим даром – состраданием и жалостью к человеку, к собрату его жизни в Туркестане – простому солдату. Ему посвящает он картины «Смертельно раненый» и «Забытый». Картина «Смертельно раненый» основана на реальном событии – его очевидцем стал сам художник. Об этом случае пишет Верещагин в самаркандском очерке: «Пуля ударила в ребра, он выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке в круговую, крича:

– Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла!

– Что ты кричишь, сердечный, ты ляг, – говорит ему ближний товарищ, но бедняга ничего уже не слышал, он описал еще круг, пошатнулся, упал навзничь и умер, и его патроны пошли в мой запас».

Состраданием, болью за человека проникнута картина Верещагина «Забытый». Это произведение вызвало неудовольствие генерала-губернатора Кауфмана и многих официальных кругов российского общества. Но для всех, чье сердце еще не огрубело в повседневной жизни, или же посреди испытаний войны, картина бесценна. Она будит ото сна заплывшие жиром и равнодушием глаза обывателей, защищенных комфортом от бед и страданий нашего мира.

Человеку и человечеству не избежать в этой жизни конфликтов и войн, потому что природа его находится в постоянном становлении, и так же, как наша Вселенная, полна драматизма. «Человек не равен сам себе», - писал Достоевский. Силы гибели, заключенные в телесной смертной оболочке человека, иногда побеждают его безпокойный дух, стремящийся даже небытию придать сугубо человеческую форму. Смертный человек, тоскуя по бессмертию, создает мировые религии и великое искусство. И в произведениях искусства он выражает протест против своей же Каиновой природы, склонной к убийству себе подобных и самоубийству себя как вида.

Эта мысль заставляет нас снова вернутся к картине Верещагина «Апофеоз войны». Болезненно-желтый цвет пирамиды черепов посреди азиатской пустыни говорит не только о тиранстве Тамерлана. А что, если черепа неизвестных миру гениев, безжалостно и безстыдно обнажённые под туркестанским солнцем, свалены в эту груду? В любом случае, у каждого человека есть свой гений-хранитель, думали древние. И у человечества он есть. Только, похоже, он оставил людей на полотне Верещагина. Над всеми усилиями человеческого духа и разума глумится здесь глобальная, дурная ухмылка смерти.

Коллекция туркестанских картин произвела колоссальное впечатление на публику. Верещагин не просто хотел показать, что такое война, но обнажив все ужасы войны, распространить идею мира среди всех народов. В какой-то степени ему удалось сделать это. Высшим военным чинам германской армии запрещено посещать выставку художника, проходившую в Берлине в 1882 г. В картинах они увидели угрозу боевому духу армии. «Отвратительные подробности войны» показаны с потрясающей убедительностью. Туркестанская коллекция произвела фурор и в России. Художник Иван Крамской назвал эти работы достижением большим, чем туркестанские завоевания русского генерала Константина Кауфмана. Туркестанская серия приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в её полном составе.

В 1873 г. – Верещагин устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне, к выставке тянула безконечная очередь.

В апреле 1874 г. художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 г. предпринял трёхмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 г., совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, – Кашмир и Ладак. В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875 гг.), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875 г.), «Мавзолей Тадж Махал» (1874-1876 гг.).

Весной 1876 г. художник возвратился в Париж.

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, Верещагин тотчас же отправился в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причислило его к составу Адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания.

Во время русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

При осаде Плевны погиб его родной брат — офицер Сергей Васильевич Верещагин.

В 1876 г. – Верещагин завершает создание своей «индийской серии» – с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии.

В 1880-х гг. – Верещагин, вернувшись в Париж, начал работу над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Два полотна – «Победители» и «Побеждённые. Панихида» – навеяны впечатлениями от кровопролитных боёв под Телишем. Сильнейшее впечатление производит картина «Побеждённые. Панихида» – под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке. Самыми популярными из этих полотен являются «Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке все спокойно».

В 1879 г. впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже, а затем на протяжении 1881-1891 гг. во многих городах Европы и Америки.

В 1880 г. – 200 000 посетителей за 40 дней на выставке в Петербурге.

В России Балканская серия экспонировалась дважды: в 1880 г. в Петербурге и в 1883 г. – в Москве и Петербурге (с добавлением трех «плевненских» картин, законченных в 1881 г.).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» – цикл из трёх картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России».

В 1881 г. – 110 000 посетителей за 26 дней на выставке в Вене.

В 1882 г. – 85 000 посетителей за 40 дней на выставке в Берлине. Огромная толпа, запрудившая улицу перед зданием «Kunstlerhaus» и осаждавшая вход на выставку, не только разбила дверные стёкла, но и выломила самые двери, так что значительная часть прорвавшихся через все препятствия прошла без билетов.

Ещё во время первой поездки в Индию (1874—1876) художник, потрясенный нищетой и унижениями, которые испытывали жители страны, задумал показать историю «заграбастания» (колонизации) Индии британцами.

В 1882—1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. В этот период он создал новую серию картин — «трилогию казней»: «Казнь из пушек в Британской Индии», «Распятие на кресте во времена владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России». «Казнь из пушек в Британской Индии» – первая картина Верещагина из цикла «Трилогия казней», завершённая в 1884 г. Полотно изображает сцену расправы британцами над сипаями (или сикхами-повстанцами) изуверски жестоким способом, который изобрели англичане под названием «дьявольский ветер», также известным как «развеивание из пушек». Данный тип казни применялся британскими войсками при подавлении Индийского народного восстания 1857-1859 гг. Что касается «дьявольского ветра», то англичане продолжали применять этот способ казни после подавления мятежа 1857—1859 гг. В 1871 г. 49 членов сикхской секты намдхари (кука) казнены с применением «дьявольского ветра» за нападение на скотобойню. А в 1872 г. в княжестве Малеркотла более 60 намдхари, включая детей, публично уничтожены англичанами выстрелами из пушек.

В ходе своих мировых гастролей Верещагин четырежды выставлял свои работы в Лондоне. В Англии «Казнь из пушек в Британской Индии» вызвала большое возмущение колониальной политикой. Дальнейшая судьба этой картины, купленной частным коллекционером, неизвестна.

В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество», другие.

Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 г. Верещагин приступил к работе над серией «1812 год» (завершена в 1900 г.) Сам художник делил её на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон I в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел «Старый партизан». В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

В 1889 г. Верещагин побывал в США. В Нью-Йорке художник познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из Москвы, чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. После возвращения в Россию художник начал совместную жизнь с Андреевской и процедуру развода со своей женой. Это заняло несколько лет, в течение которых у пары родилась дочь Лидия, которая вскоре после рождения умерла.

Серия «Наполеон I в России» впервые показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия куплена в 1902 г. правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 г. Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».

Последняя серия картин художника посвящена испано-американской войне 1898-1899 г. на Филиппинских островах и на Кубе.

Как литератор, Верещагин известен своими мемуарами «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 г. статью под заглавием «Реализм», в которой выступил жарким защитником реализма в искусстве.

Летом 1894 г. Верещагин с семьёй путешествовал по Пинеге, Северной Двине, Белому морю, побывал на Соловках.

В 1899 г. Верещагин провёл полтора летних месяца с семьёй в Крыму.

В 1901 г. в газетах появились сообщения о том, что Верещагин номинирован на первую Нобелевскую премию мира. Художник приехал в Стокгольм, открыл в шведской столице свою выставку и шведские газеты о нём писали, как о кандидате на премию мира. Ныне в связи с кампанией русофобии на Западе упоминания и документы о номинировании выдающегося художника «потеряны».

В 1901 г. художник посетил Филиппины.

В 1902 г. – Верещагин совершил поездку в США и на Кубу.

В 1903 г. – Верещагин отправился в Японию, однако пробыл там лишь три месяца, поскольку стало очевидным приближение войны, и ему пришлось срочно возвращаться в Россию. Из Японии Верещагин привёз множество образцов японского декоративно-прикладного искусства, а также около двадцати жанровых и портретных этюдов, в которых заметно необычное для него погружение в своеобразную чужую культуру. В этих этюдах изменилась и его живописная манера: тщательная прорисовка деталей уступила место импрессионистской игре цветов. «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу», – писал он.

В 1904 г. – последняя прижизненная выставка картин Верещагина в Петербурге. Всего художником организовано 75 выставок за 38 лет (1866−1904 гг.), из них 27 – в России.

Война в различных точках планеты клеймилось Верещагиным во всём её неприглядном виде. Вся его жизнь явила пример мужества, стойкости, горячей любви к России. Даже в последнюю роковую минуту перед своей гибелью на борту броненосца «Петропавловск», Верещагин рисовал. Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай). Достойная жизнь. И достойная смерть. В ту пору о Верещагине сказано одним французским писателем: «Он шёл навстречу своей судьбе с ружьём в руке, с мыслью в голове, с любовью в сердце». Его смерть вызвала значительный отклик в мире, даже в стране противника, среди писателей, разделяющих его взгляды на губительность войны. Писатель Кайдзан Накадзато тогда сказал: «Он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал её жертвой».

Василий Васильевич Верещагин являлся профессором Императорской Академии художеств (с 1874 г.), но от звания отказался, будучи убежден во вредности «всех чинов и отличий в искусстве».

Верещагин женат дважды. В 1871 г. женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 г.

Второй женой художника являлась Лидия Андреевская.

В родном городе художника, в историческом центре Череповца, действует дом-музей Верещагина. Усадебный комплекс, из которого открывается живописный вид на череповецкий порт, занимает площадь 2 га. Экспозиция расположена в двух зданиях. Главный дом представляет собой двухэтажное здание, по фасаду украшенное светлыми пилястрами.

См. события персоны Василий Васильевич Верещагин

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть