Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОЯН

Боян — 1) имя сочинителя и исполнителя песен на Руси XI–XII вв., который слагал песни о воинских подвигах. 2) народный поэт, сказитель, певец. 3) см. Баян. 4) археологическая культура эпохи неолита (IV в. днэ), на территории Румынии, Болгарии и Молдавии. Название по оз. Боян (Румыния). Остатки поселений, орнаментированная керамика. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. 5) (жарг.) умышленная ложь, выдуманная история, газетная «утка».

Имя Бояна упоминается в «Слове о полку Игореве», где он назван «соловьём старого времени».

По одной из версий, значение славянского имени Боян происходит от боятися: «наводящий страх», «которого боятся». По древнерусским берестяным грамотам XI—XII вв. известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реалии этого имени по всей Руси. Известна также улица Бояна (в древности — Буяна или Бояна) в Великом Новгороде, существующая и поныне, названная, видимо, в честь новгородца, жившего в этом месте. Имя Боян чаще всего встречается у южно-славянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев.

Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X в. засвидетельствованы имена, этимологически схожие — Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.). В этом ряду находится имя легендарного основателя Аварского каганата Баяна I.

Слово баян/боян встречается и в ряде тюркских языков. Так в казахском языке оно означает «повествовать, излагать, докладывать», «боян» означает «красить, украшать». Другая версия излагает, что имя состоит из двух частей «бай» и «ән» и означает «богатая на содержание песня». То есть, общетюркое «бай» — «богатый», от глагола baj — «становиться богатым». У чувашей есть слово «пуян» — «богатый».

Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI в. Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036 г.) и Ярослав Мудрый (ум. 1054 г.), а также внук второго из них Роман Святославич (ум. 1079 г.), — и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101 гг., в 1068 г. захватывал Киев). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет. Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству, его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню».

В «Задонщине» Боян именуется «гораздом гудцом». В Новгородской летописи о Бояне говорится: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Бояна, таким образом, сказались шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.

К документам, которые подтверждают историчность Бояна, относится купчая о покупке «бояновой земли», обнаруженная в Софийском соборе г. Киева.

В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна.

В XX веке Боян становится персонажем произведений поэта Виктора Сосноры.

В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна», который был повторен столько раз, что это стало вызывать раздражение.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть