АДРЕСАЦИЯ ИЗДАНИЯ
Адресация издания — применение методов, приёмов, способов разработки, производства и распространения издания, которые сориентированы на специфических особенностях адресатов такого издания. В адресации выражается целевое назначение издания.
Любое издание, как правило, является адресованным конкретному кругу читателей, и такая адресация выражается в его облике и содержании конкретного издания.
Виды изданий по читательскому адресу — нацеленность и приспособленность параметров издания для определённой читательской аудитории, её характерных интересов, запросов, особенностей восприятия.
К такого рода изданиям отраслевыми стандартами /ОСТ 29.130–97, 2.2./ /ГОСТ Р 7.0.60-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 18.09.2020Г. N 655-ст)/ отнесены Адаптированное издание, Библиотечное издание, Библиофильское издание, Издание для служебного пользования, Издание для детей и юношества, Массовое издание, Популярное издание, Элитарное издание.
Адаптированное издание — издание, которое приспособлено (по содержанию, тексту и рисунку, форме самого издания, способу чтения) к уровню восприятия тех или иных категорий читателей (руководителей, детей, учащихся, изучающих иностранный язык, незрячих и т.д.) См. Адаптация.
Адаптированное издание — «издание, содержащее текст произведения, облегчённый для понимания малоподготовленным читателем» /ОСТ 29.130–97, 2.2.1/./ ГОСТ Р 7.0.60-2020, 3.2.9.6/
Библиотечное издание — 1) издание, предназначенное для читателей библиотеки и оформленное с учётом его использования. 2) издание, выпускаемое библиотекой.
Библиофильское издание — малотиражное издание, адресованное библиофилам и отличающееся высокохудожественным издательско-полиграфическим оформлением и полиграфическим исполнением.
Такое издание представляет ценность для библиофилов — имеет особое художественное оформление, обычное или улучшенное полиграфическое исполнение, формат, переплёт, обложку, вклейки, вкладки и т.д. Нередко такие издания выходят нумерованными. Только потребностями библиофилов вызван, в частности, выпуск серий миниатюрных изданий, изготовление экслибрисов.
Издание для служебного пользования — издание, адресованное определённому кругу физических или юридических лиц и помеченное на титульном листе и/или обложке грифом «для служебного пользования» (дсп).
Аббревиатура: дсп (для служебного пользования).
При выпуске издания для служебного пользования издатель определяет режим пользования — секретный; для строго определённого круга лиц; для сотрудников организации; для специалистов определённого профиля и т.д. Такой режим определяет и соответствующую адресацию, конкретное число читателей (пользователей) издания, указываемые в списке рассылки (доставки, распространения, получения и т.д.)
Обычно это издание ограниченного доступа и распространения, нумерованное и выдаваемое подотчётно. На лицевой странице титульного листа нередко печатают Экз. №…, а номер экземпляра проставляется нумератором и соответствует списку лиц, которым адресовано это издание.
Издание для детей и юношества — «издание, содержащее произведение(я) художественной литературы или познавательного характера, выпущенное для читателей до 17 лет и отличающееся особым полиграфическим и художественным оформлением» /ОСТ 29.130–97, 2.2.5/. /ГОСТ Р 7.0.60-2020, 3.2.9.2/
Детское издание — издание, которое предназначено для усвоения детьми с помощью взрослых.
Детские издания являются важным средством социализации ребёнка как формирующейся личности.
Детские издания делятся по различным возрастным периодам, в соответствии с которыми выстраивается содержание и оформление самого издания — дошкольного и школьного периода; для младших, средних и старших классов; для детей до 3, 4, 5, 6 лет и т.д.
Для детских изданий характерно применение укрупнённых шрифтов, использование коротких предложений, стремление воздействовать на все органы чувств подрастающего ребёнка — зрительное восприятие (рисунки, фотографии, иллюстрации, красочность), слуховое (ритмика предложений, звучность, особенно стихи), осязательное (книжки-игрушки) и т.д. Тем самым в сознании прочнее закрепляются важные и полезные навыки, содержание. К детским изданиям относятся Книжки-игрушки, Буквари и т.д.
Массовое издание — издание, которое адресовано наиболее широкому кругу читателей.
Такое издание выпускается массовым тиражом, оно рассчитано на неопределённый круг лиц или практически на любого читателя.
Тираж массового издания в России начинается от 25–50 тыс. экз.
Популярное издание — 1) издание, которое предназначено для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей. 2) издание, завоевавшее признание читателей, ставшее известным.
Популярное издание адресовано массовой аудитории. Стиль такого издания доступен восприятию и пониманию неподготовленными читателями.
Элитарное издание — издание, которое предназначено узкому кругу ценителей.
Приспособленное издание — издание, приспособленное для особого усвоения. Например, издания для незрячих, изготовленное со шрифтами Брайля. См. Издание для слепых.