Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВАГАНТЫ

Ваганты (лат. vagantes — странствующие, бродячие) — бродячие поэты, сказители, певцы в Средние века (XI—XIV вв.) в Западной Европе, среди которых было много нищих студентов, путешествовавших из университета в университет в поисках знаний и работы.

Понятие «ваганты» часто заточено на узкий смысл для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве исключительно латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности. Со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой, как лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского. Будучи людьми образованными, ваганты писали стихи, в основном, на «учёной» латыни. Вагантов называли ещё и «Перехожие люди», «Странствующие студенты» (vagi scholares). Это были достаточно молодые люди, оторвавшиеся от своих корней, не успевшие приобрести какую-либо профессию, жаждущие как знаний, так и земных наслаждений. Полученное в университетах образование давало им определённую свободу во взглядах на мир, делая их опасными конкурентами и, даже, врагами церкви.

Студенты чувствовали особое превосходство над остальным «невежественным» миром и ощущали своеобразное родство между собой, что вылилось в представление о некоем сообществе, студенческом братстве – ордене вагантов (по типу рыцарских или духовных) или галиа́рдов (от имени библейского великана Голиафа).

У вагантов был своеобразный устав, гимн и правила этикета. Однако вся эта культура в своей основе была смеховой, где серьёзные правила переиначивались, высмеивались, переворачивались с ног на голову. Ваганты составляли рифмованные латинские стихи в форме церковных гимнов. Произведения имели светское, жизнерадостное содержание, а также сатиры на монашество и духовенство, пародии.

Со временем в сообщество вагантов войдут такие социально разнородные и неопределённые группы, как французские жонглёры (jongleur, jogleor — от латинского joculator — «шутник»), немецкие шпильманы (Spielmann), английские менестрели (minstral — от латинского ministerialis — «слуга») и т.д.

Главной чертой творчества вагантов стала сатирическая направленность. Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии и Евангелия. Любимыми темами поэзии вагантов были прославление хмельных застолий («кабацкого житья»), азартных игр (кости – «зернь» или карты), свободной любви без каких-либо обязательств, высмеивание служителей церкви или представителей власти. Писали ваганты и о том, как тернист и тяжёл путь приобретения научных знаний, жалуясь на «безсердечие» профессоров по отношению к «бедным» школярам. Нередко встречался в их произведениях и мотив колеса Фортуны (слепой удачи, счастливого случая), которая может внезапно «отвернуться» от героя, обернувшись горестями и неудачами.

Собственная бедность и неустроенность была одной из излюбленных тем для вагантов. Это вылилось в особый песенно-стихотворный жанр, названный «попрошайнями», в котором вагант выпрашивает подаяния у богачей, используя множество известных в христианской мифологии примеров щедрости и безкорыстия, явленных святыми.

Стихи вагантов нередко собирались в обширные своды, самый полный из которых получил название «Carmina Burana» («Беуронские песни»), рукопись которого была обнаружена в 1803 г. в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника).

Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась. Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Вальтер (Готье) Шатильонский (вторая половина XII в.), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII в.); немецкий вагант, известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, 2-я половина XII в.) и некоторые другие.

В начале XX века поэзия вагантов вдохновила немецкого композитора Карла Орфа на создание кантаты, в основу текста которой были положены стихи из сборника «Carmína Burána».

Попрошайня – один из песенно-стихотворных жанров вагантов, в котором бродячий артист выпрашивает подаяние у богачей, используя множество известных в христианской мифологии примеров щедрости и безкорыстия, явленных святыми.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть