АЛГОРИТМ
Алгоритм (англ. algorithm) — 1) достижение поставленной цели с помощью последовательно выполняемых операций (действий) в рамках закономерно образованного процесса. См. также Необходимость. 2) последовательный способ отыскания искомой величины. 3) конечная последовательность предписаний (команд), неускоснительное (формальное) выполнение которых позволяет в конечное время получить решение конкретно поставленной задачи.
Термин происходит от имени узбекского математика IX в. Аль-Хорезми — Algorithmi, который в своём труде «Арифметический трактат», переведённом в XII в. с арабского на латынь, изложил правила арифметических действий над числами в десятичной позиционной системе.
Представляет собой целенаправленную последовательность операций, действий, шагов, команд или инструкций, составленных по определённым (математическим, логическим и т.п.) правилам. См. также Процесс.
Благодаря своему процессуальному характеру, алгоритм реализуется как последовательно развёртывающийся план или программа, которые используются для решения поставленной задачи. Это может быть стратегия для победы в игре, метод решения уравнения, путь организации компьютерных данных, стратегия развёртывания рекламной кампании. В алгоритме важна начальная точка приложения и концентрации усилий, ведущих прямым или наиболее эффективным путём к поставленной цели, т. е. получению заранее запланированного результата.
Алгоритм включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные, а также критерии и правило, по которому процесс получения результата считается завершённым и приводит к необходимому результату. При этом умение решить задачу, т.е. владение приёмами решения задач, означает владение некоторым алгоритмом.
Алгоритм характеризуется определённостью (обязательным порядком) и целесообразностью (ведущих к цели) действий. Тем самым алгоритм представляет собой последовательность линейно (системно) организованных действий. Не сделав А, не получишь результат Б, не получив результат Б, невозможно достичь В и т.д. (вид простого линейного алгоритма).
Важно отметить, что до тех пор, пока не создан алгоритм, возможности сложноорганизованной деятельности не могут быть использованы.
Алгоритм записывают логически, графически, математически, словесно и т.д.
Создание алгоритма является первым шагом к созданию компьютерной программы. Разработка таких программ особенно эффективна при применении алгоритмов, основанных на последовательном приближении к цели.
В психологии алгоритм рассматривается как предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определённого класса.
Алгоритмический механизм человеческой деятельности установлен ещё в глубокой древности. «Будьте внимательны к своим мыслям, они — начало поступков», — писал Лао-Цзы. Взаимообусловленная последовательность «мысль-поступок» здесь представляет собой один из алгоритмов. Так, по Шопенгауэру, влечение представляет собой один из этапов развития воли: «физико-химические процессы — рефлекс — влечение — страстное желание — воля». Такая логически обусловленная последовательность представляет собой алгоритм со многими переменными величинами.
Коммуникативный процесс представляет собой взаимообусловленную цепочку «коммуникатор-сообщение-аудитория-обратная связь».
В современной психологии алгоритмы применяются при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности.
Человеческая психика и управление сознанием часто рассматриваются в контексте алгоритмов. Например, концепция бихевиоризма S-R (стимул-реакция) является одним из простейших алгоритмов. Хотя психологам формула S-R (стимул-реакция) показалась упрощённой и была усложнена введением промежуточной переменной, отражающей более сложные психические процессы, протекание этого процесса выражает именно алгоритмические закономерности.
Реклама также может быть представлена и рассмотрена как алгоритм. Например, известная формула AIDA (Внимание-Интерес-Желание-Действие) подчинена законам алгоритма, поскольку невыполнение целевой задачи в одном из звеньев означает невыполнение всей задачи в целом.
Алгоритмы в рекламе применяются при решении сложных стандартизированных задач. В частности, при проведении рекламных кампаний, подготовке и проведении выставок и т.д. Использование алгоритмов предполагает высокую степень проработки всего процесса в целом. Примерами использования алгоритмов также могут служить, некоторые формулы рекламы, указанные в этом словаре.
Экономический эффект рекламы обычно сравнивается с первым битковым шаром в бильярде. С того самого момента, когда организация запускает рекламную кампанию, возникает цепная реакция экономических событий. Обычно распространение такой реакции поддаётся измерению с большим трудом, но, как и в бильярде, оно, несомненно, зависит от силы удара /74, с. 27/. И, разумеется, его точности.
Характер и содержание алгоритмов в рекламной деятельности определяется целью (см. Цель). Достигаемый результат связывает все происходящие события в одну цепочку, являющиеся следствием продуманной и эффективной рекламной деятельности.
Алгоритмический язык (англ. algorithmic language) — язык записи алгоритмов, который включает в себя ряд последовательных шагов, в отличие от метода проб и ошибок; читаемая программистом последовательность команд.
Представляет собой часть языка программирования.
Дискретность (англ. discrete) — свойство алгоритма, при котором команды алгоритма выполняются последовательно, с точной фиксацией моментов окончания одной команды и начала выполнения следующей.
Благодаря свойству дискретности алгоритм содержит последовательность указаний (команд), каждое из которых приводит к выполнению в ЭВМ одного шага (действия).
Массовость (англ. mass) — свойство алгоритма, при котором обезпечивается возможность применения алгоритма для решения однотипных задач.
Поскольку разработка алгоритмов представляет собой процесс, требующий значительных умственных усилий и затрат времени, предпочтительно расширять сферу действия алгоритма. Например, при составлении алгоритма решения квадратного уравнения a x 2 + b x +c = 0 требуется обезпечить возможность решения его для любых допустимых исходных значений коэффициентов а, b и с. Алгоритм, который удовлетворяет таким условиям, является массовым.
Алгоритм повторения (англ. repetitive algorithm) — разновидность алгоритма, при котором набор операций повторяется для достижения определенного результата. При таком алгоритме результат одного прохода используется для предоставления данных в компьютерную программу на следующем проходе. Повторение осуществляется до тех пор, пока данные не перестанут изменяться при очередном проходе или же величина изменений станет незначительной.
Алгоритм удаления редко используемых данных (англ. least-recently used algorithm) — алгоритм для определения данных, которые меньше всего используются в кеш-памяти. Эта процедура предназначается для замены этих данных другими и улучшения компьютерной памяти.
Алгоритм хеширования (англ. hashing algorithm) — процедура получения адреса данных из самих данных для того, чтобы осуществить их размещение в памяти и извлечение наиболее простым способом.
Линейный алгоритм (англ. linear algorithm) — набор команд или указаний, выполняемых последовательно друг за другом.
Разветвляющийся алгоритм (англ. fork algorithm) — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обезпечивается переход на один из двух возможных шагов. См. Ветвь; Дерево.
Структурная блок-схема алгоритма (англ. structural algorithm scheme) — графическое изображение алгоритма в виде схемы связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) блоков — графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока даётся описание соответствующего действия.
Графическое изображение алгоритма широко используется перед программированием задачи вследствие его наглядности, поскольку зрительное восприятие облегчает процесс написания программы, её корректировки при возможных ошибках, осмысливание процесса обработки информации. См. также Блок-схема устройства.