Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БИБЛИОТЕКА

Библиотека (греч. βιβλίον «книга» + θήκη «хранилище», англ. library) — 1) учреждение культуры, в функции которого входит хранение книг и обслуживание читателей, а также осуществление справочно-библиографической работы. 2) собрание книг, подобранных в соответствии с какими-либо интересами, например, личная библиотека. 3) см. Сериальное издание. 4) организованный набор данных, содержащий информацию, где каждый элемент может быть извлечён по имени. Например, библиотека графических изображений.

Как учреждение культуры библиотека выполняет образовательную, воспитательную, информационную, просветительную, а также ряд других функций.

Функции библиотеки реализуются посредством рабочих циклов, процессов и операций. Обслуживание читателей предопределяет другие функции: комплектование фонда, организацию деятельности, работу с читателями.

Первые библиотеки появились в Египте. Фараон Рамсес II в своём дворце повелел построить «аптеку для души», именно в этом помещении и хранились папирусы, которые, по мнению египтян, по силе воздействия на внутренний мир человека напоминали лекарство для тела. Эти библиотеки создавались при дворцах или храмах, знакомиться с текстами на папирусах мог сам фараон, приближённые к нему или жрецы. Простым людям знания в тот период были недоступны. Папирусные свитки помещали в кожаный футляр, к которому крепили небольшую деревянную табличку с наименованием. В таком виде хранили первые книги – в свитках. Библиотеки являлись центрами обучения, здесь постигали науку каллиграфии будущие писцы.

В Древнем Египте книги писали на папирусе. Он представляет собой растение, произраставшее по берегам водоёма, а также Нила. Стебли шли на заготовку материала для письма. Однако папирус особой прочностью он не отличался, поэтому работать приходилось очень осторожно.

Процесс создание «папирусовой бумаги» был сложен, однако о том, что он освоен на высоком уровне, говорит тот факт, что многие папирусы дошли до наших дней.

На Востоке писали на глиняных табличках. Материал также не отличался прочностью, но некоторые изделия сохранились.

Использовали также пергамент — выделанную особым образом бычью кожу.

На Руси популярными были берестяные грамоты, нередко писали на дощечках.

Существовали также деревянные книги, записи на пальмовых листах и некоторые другие необычные варианты.

Александрийская библиотека — величайшая сокровищница древнего мира, в её коллекцию входило более 800 тысяч текстов, написанных на различных языках.

При этом каждый правитель считал своим долгом пополнить библиотечный фонд.

Миф гласит, что Птолемей III во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволяли ему копировать редкие книги. Жители Эллады согласились, но потребовали в залог достаточно большое количество золота. Мудрый Птолемей отказался возвращать книги, пожертвовав сокровищами. Ядро коллекции составило личное собрание Аристотеля, которое Птолемей выкупил у философа. Коллекционирование книг стало главным увлечением монарха. Если у берегов причаливало судно, на котором находились папирусные свитки или иные манускрипты, они изымались в пользу библиотеки.

Пергамская библиотека – одно из главных собраний книг, основанное на Западном опбережье Малой Азии в городе Пергам (ныне Турция) царём Эвменом II (221 — 159 днэ).

Коллекцию составляли более 200 тысяч книг. Здесь находились сочинения Гомера. Имелся читальный зал, в котором располагались полки с манускриптами, а также стояла статуя Афины, покровительницы мудрости. Для сохранности трудов и защиты от повышенной влажности использовалась примитивная система кондиционирования. Одним из руководителей являлся грамматик и философ Кратет Малльский, который переехал в Пергам после получения образования в Тарсе. Ему принадлежит честь основания грамматической школы, которая стала конкурентом аналогичного заведения в Александрии.

В период Средневековья основным местом хранения коллекций книг стали монастырские библиотеки.

Средневековый Китай, как и античную Грецию, можно считать родиной библиотеки. Уже в III в. для письма в Китае начинают широко применять бумагу (более ранние документы написаны на бамбуке и шёлке).

В IV–VI вв. возникают библиотеки буддийских и даосских монастырей, имевшие значительные собрания как религиозной, так и светской литературы. Некоторые части этих собраний сохранились и поныне. Первая печатная (созданная методом ксилографии) книга – буддийский канон «Алмазная сутра» – появилась в Китае в 868 г.

В Западной Европе монастырские библиотеки стали появляться в V–VI вв. Это были весьма скромные по величине собрания – книги нередко умещались в одном сундуке или шкафу.

Знаменитый философ, монах Фома Аквинский (ХIII в.) писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека. Без неё он всё равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелёк без денег, лоза без винограда, суд без часовых…».

В бенедиктинских монастырях, согласно уставу, монахи обязаны были заниматься как физическим трудом, так и чтением, и переписыванием книг. Вплоть до ХII в. рукописи в Европе существовали и переписывались только на пергаменте. Поэтому наиболее ценные книги приковывались к пюпитрам или полкам цепями, а библиотекари наставляли читателей: «Бери книгу с таким же благоговением, как Симеон-праведник взял на руки младенца Христа».

Обычай приковывать книги сохранился в некоторых европейских странах до ХVII в. Тем не менее уже тогда библиотечные правила в принципе позволяли выносить книги из стен, в каталогах поэтому заводятся специальные рубрики: «книги, не выпускаемые из монастыря».

Фонды подразделялись также на книги, доступные всем читателям и книги для избранных – имеющие особую ценность или скрываемые по идеологическим мотивам. Составлялись каталоги, многие из которых сохранились до наших дней. Появились также сводные каталоги; например, монахи-францисканцы Британских островов составили «Перечень книг Англии», содержащий сведения о фондах 183 монастырских библиотек.

В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. В странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов.

В исламском мире сложилась особая форма конструкции помещений библиотек. Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены библиотек побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавесы, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности – от хищений, от пыли, от насекомых. За это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (безплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать.

В Х в. одним из крупнейших центров арабского мира стала Кордова. Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II составляла около 400 тыс. томов, среди которых встречались редчайшие манускрипты.

На Руси первую библиотеку, по одной из официально принятых версий, основал князь Ярослав Мудрый (978 – 1054 гг.) в 1037 г. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых, важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвастаться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя.

В XI–XII вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире. Не все монастыри на Руси имели библиотеки, но такие как Соловецкий; Кирилло-Белозерский; Иосифо-Волоколамский  хранили за своими стенами самые крупные собрания рукописей и печатных изданий, значительно превышающие по количеству книг те, что хранились в католических европейских монастырях. Основные труды таких библиотек имели религиозный характер. Это были сочинения теоретиков христианства, поучения святых отцов, жития, а также по истории России. Позднее появился ещё один пласт — учебники. Книги были очень ценными и дорогими, поэтому для защиты от похитителей их приковывали к полкам.

Самый северный в России Соловецкий монастырь являлся крупнейшим культурным центром, обитель славилась своей крупнейшей библиотекой, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская. У некоторых иноков книги находились и в кельях.

Самую необходимую для богослужения литературу принесли с собой ещё основатели монастыря – Савватий и Зосима. В конце XV в. игумен Досифей специально отправился в Новгород Великий, чтобы пополнить библиотеку. В течение нескольких лет он самолично и с помощью приглашенных мастеров отбирал и переписывал лучшие, наиболее авторитетные рукописи. Этот фонд в описях монастырской библиотеки имеет название «Досифеева данья». Книги, присланные из Новгорода Досифеем помечены его книжным знаком. Это был первый в России экслибрис.

Библиотека Троице-Сергиева монастыря ведёт свое начало от самого Сергия, который пришёл сюда, «в пустыню», с двумя книгами. В первое время книги писались и переписывались на бересте. А в начале ХV в. здесь уже была «книгописная палата» – мастерская по изготовлению книг. Их переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами.

Настоящими произведениями искусства становились переплёты – с драгоценными камнями, жемчугом, серебряной чеканкой, бархатным шитьём. Историки предполагают, что в течение некоторого времени эту мастерскую возглавлял Андрей Рублёв.

Эпоха Возрождения характеризуется возвратом внимания к деятелям античной культуры. Именно в этот период труды греческих философов и писателей начинают по-настоящему цениться. Появляется огромное количество частных собраний, в которые входят не только полезные книги, но и красивые, настоящие произведения искусства.

Первой университетской библиотекой в Европе стала библиотека Болонского университета в Италии, основанная в XIв.

Затем университетские библиотеки стали возникать во Франции (Парижский университет), в Англии (Оксфорд, Кембридж), Чехии (Прага), Польше (Краков), Германии (Гейдельберг), Австрии, Швеции, Дании.

К началу XVI в. в Европе насчитывалось более 60 университетских библиотек. При университетах существовали скриптории (мастерские по переписыванию книг) и книжная торговля.

Шире, чем в библиотеках монастырей и церквей, была представлена литература светская, научная.

Правилами предусматривались ограничения в выдаче: «Книги, учения которых осуждены, писания, опасные для чтения, должны доверяться только профессору богословия. Однако он должен воздерживаться от них, если потребности аргументации или спора не заставляют его прибегать к ним. Сам профессор не должен их читать из-за чистого любопытства, чтобы яд не проник в него». Правила также предусматривали порядок выдачи на дом – «чтобы нельзя было подменить одну рукопись другой той же внешности, но меньшей ценности». Книги, которые нельзя было выносить из библиотеки, так же, как и в монастырях, приковывались цепями к пюпитрам. Например, в библиотеке Сорбонны в 1338 г. согласно каталогу имелось 1720 книг, 300 из которых были прикованы.

Подлинным расцветом библиотечного дела становится Эпоха Просвещения (XVII – XVIII вв.), когда появляются национальные библиотека, платные, даже публичные.

В это время основаны многие ведущие библиотеки Европы: Цепная библиотека Фрэнсиса Тригга при церкви Святого Вульфрама (Грэнтем, Линкольншир), основанная в 1598 г. ректором Уэлборна; Бодлианская библиотека, основанная Томасом Бодли как «республика для учёных людей»; Норвичская городская библиотека, основанная в 1608 г.; Британская библиотека, основанная в 1753 г.

В 1653 г. была открыта первая в истории публичная библиотека в англоязычном мире — Четхэмская библиотека в Манчестере. Также в Великобритании открылись библиотеки в Ипсвиче в 1612 г., в Бристоле (основана в 1613 г., открыта в 1615 г.), в Лестере (1632 г.) и при школе Шрюсбери.

Во Франции одним из выдающихся библиофилов того времени являлся кардинал Джулио Мазарини, основатель собственной библиотеки.

В Париже основана также Библиотека Святой Женевьевы, в Вене — Австрийская национальная библиотека, во Флоренции — Национальная центральная библиотека, в Берлине — Прусская государственная библиотека, в Варшаве — Библиотека Залуских, в Петербурге — Императорская публичная библиотека, которой присвоили позже имя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Люди получили возможность брать книги домой. Позднее в фонды библиотек стали включать газеты, статьи которых несли определённые ценности.

Современные публичные библиотеки появились только в 1850 году согласно Акту о публичных библиотеках, что стало первым шагом к созданию национальной структуры, предоставляющей безплатный и свободный для всех доступ к информации и литературе.

В XX в. многие публичные библиотеки построены в модернистском архитектурном стиле (некоторые более функциональные, другие более репрезентативные). Качество интерьера, освещение и атмосфера стали важнее в таких библиотеках, чем наружное оформление.

В XXI веке библиотеки стали соответствовать больше современному обществу. Хотя многие сталкиваются с финансовыми проблемами [144], им удаётся найти способы оказывать людям услуги, в том числе предлагать дистанционный доступ.

Электронная библиотека — информационная система, представляющая собой упорядоченное собрание документов (книг, газет, журналов и т.п.) в цифровом виде, удобном для чтения (копирования и т.п.) с помощью компьютера или мобильных устройств.

Библиотекарь (англ. librarian) — сотрудник библиотеки.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть