БАРМЫ
Бармы — 1) часть торжественной одежды в виде оплечья (пелерины) или ожерелья со священными изображениями, которые носили цари и духовные сановники. 2) ризы священника.
В единичном числе: барма; барама.
В древних описях царской Большой казны бармы названы и «диадимами».
В значении «ризы священника» слово «бармы» сохранилось и до Великой Октябрьской революции в Смоленской губернии, но только в единственном числе, в форме «барма», и в форме «барама» — оплечье архиерейской ризы в Рязанской губернии.
Бармы также носили в торжественной одежде русские цари и князья, византийские императоры.
Изначально под бармами понимались небольшие иконы, затем слово стали использовать для обозначения своего рода ожерелья, собранного из таких иконок.
Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров. Из Византии этот предмет одежды пришёл и на Русь. Согласно легенде, византийский император Алексей I Комнин (1081— 1118 гг.) впервые прислал оплечье в подарок Владимиру Мономаху (1053—1125 гг.), но первое летописное известие о них датировано 1216 г., где сказано, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями.
Впервые в русских старинных актах слово «бармы» встречается в душевной грамоте Ивана Калиты; к тому времени, вероятно, установилась не только форма их, но и самые украшения (изображения святых), благодаря которым они получили символическое значение и назывались «святыми бармами», почитаемыми наравне с иконами.
Оплечье от бармы отличается видом: первое может быть – вышитое, расшитое камнями, бисером; второе – простое, вышитым, расшитое каменьями и жемчугом, но с ликами святых, чаще всего на медальонах. Оплечье и бармы были не просто частью одежды, а регалией власти, данной Богом, некой квазицерковной одеждой для богослужений или венчания на царство. И именно поэтому на них обычно изображены религиозные сюжеты.
Драгоценные оплечья надевались византийскими императорами, а также русскими князьями, а с середины XVI в. и до начала XVIII в. надевались русскими царями во время коронации и торжественных выходов. Бармы богато украшали вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями, они были съёмными и застегивались на пуговицы. Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.
Древние княжеские оплечья -бармы сохранились в кладах, спрятанных во время монголо-татарского нашествия
Самые древние бармы XII в. были найдены в 1822 г. в так называемом рязанском кладе и сейчас находятся в музее Московского Кремля. В кладе были не только великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), но и колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, и браслеты, типичныe для старорязанской школы мастеров. Найденные бармы состоят из 11 запон (эмалированных металлических медальонов), сделанных из чистого золота и украшенных по краям драгоценными камнями и мелким жемчугом, нанизанным на золотой проволоке. Все остальное пространство запон занято изображениями: на первой лицевой запоне изображено мусиею с золотой прорезкой распятие Спасителя с предстоящими у креста Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По обе стороны — надпись по-греч. ίδού ό νιός σοΰ — сё сын твой, ίδού ή μτήρ σοΰ — сё мать твоя. Над крестом изображены херувимы. На второй лицевой запоне изображена финифтяной мусиею Божия Матерь, с греческой надписью: μρ θυ. На других четырёх запонах изображены: Св. Ирина, великомученица Варвара и лики святых в царской одежде и с крестом в руках. По предположению нашедшего этот клад президента Императорской академии художеств, историка, археолога и художника А.Н. Оленина (1814—1827 гг.) на последних двух больших запонах изображены святые князья-великомученики Борис и Глеб. Остальные пять запон меньшей величины с одними украшениями из драгоценных камней. Кроме золотых барм были ещё, как видно из описей Большой Казны, шитые бармы, на которых изображения Иисуса с предстоящими и святых вышивались по тёмно-фиолетовому («таусинному») атласу, а кайма между изображениями унизывалась жемчугом с золотыми и серебряными украшениями. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе. А в 1851 г. под Суздалем археологи нашли другой клад с бармами XII - началa XIII вв., вошедшими в науку под названием «Суздальское оплечье». Оно состоит из шести серебряных позолоченных, украшенных чернью и гравировкой медальонов и 12 серебряных бус, орнаментированных тончайшей зернью и сканью.
В 1988 и в 1991 гг. при строительстве на территории Кремля обнаружили клады. Первый получил наименование «Большого кремлёвского клада», так как в нём оказалось, помимо денежных слитков, около трёхсот различных предметов, в основном ювелирных, в т.ч. княжеское украшение – оплечье с круглыми медальонами и религиозной тематикой.