Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГАДЕЛЬНЯ

Богадельня — 1) благотворительный приют для престарелых и инвалидов. Например, «Проживал он один с старой кухаркой, взятой им из богадельни...» /И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»/. 2) (ирон.). бездеятельное и безполезное учреждение. Например, «развели тут богадельню».

Богадельня представляет собой благотворительное учреждение, дом инвалидов, дом престарелых, хоспис и дом для душевно больных в одном флаконе. Собирали богадельни соответствующие категории населения, при условии, что у них не было родственников, которые могли бы позаботиться о несчастных. Смотрели за немощными служители церкви или монастыря. Лечили монастырские врачеватели безплатно, к больным относились тепло, с любовью и самопожертвованием. До середины XVI в. в России существовали только монастырские больницы.

Первые богадельни стали появляться на Руси уже в X в., после принятия христианства. Согласно летописи, в ХI веке игумен Печерского монастыря Феодосий построил при монастыре богадельню. «Сотвори двор близ монастыря своего… и ту повеле пребывати нищим слепым и хромым и трудноватым и от монастыря подаваше им еже на потребу и от всего сущего монастырского десятую часть давайте им». В Никоновской летописи говорится, что в 1091 г. «заложили церковь камену… и строение банное и врачеве и больницы». До наших дней сохранились больничные палаты Кирилло-Белозерского, Новодевичьего и других монастырей.

В больницах при монастырях всем приходящим полагалось безвозмездное врачевание. На их содержание при Владимире Святом был даже установлен специальный налог, «десятина». По монастырским уставам, два раза в месяц больных, находящихся в странноприимных домах, полагалось мыть в бане.

Богадельни устраивались при храмах, например, в Москве при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих. Как правило богадельни создавались при церквях и монастырях. Название учреждения происходит от слов «бог» и «деля». Буквально слово «богадельня» означает «для бога сделано». В 1551 г. Иван Грозный в своих вопросах к Стоглавому собору обличал духовенство за нерадивое управление богадельнями: за взятки туда брали здоровых, а старые и больные оставались без приюта. Царь предложил духовенству и светской власти ужесточить контроль. Постановлением Стоглавого собора впервые в российском законодательстве было определено, что следует переписать немощных и нуждающихся, поместить в богадельни и содержать на доброхотные пожертвования.

В правление Михаила Романова (1613–1645 гг.) богадельнями ведал Патриарший приказ, употреблявший на их содержание их остатки патриарших и монастырских доходов.

При следующем царе Алексее Михайловиче в 1670 г. учреждён Приказ строения богаделен, действовавший до 1678 г. В 1670 г. при царе Алексее Михайловиче в Москве уже «семь-восемь» богаделен-больниц, в которых «призревалось» 412 человек, что обходилось казне ежегодно в 1780 рублей, 412 четвертей ржи и 200 пудов соли.

В указе 1682 г., изданном уже царём Фёдором Алексеевичем, впервые определено, что устройство богаделен должно являться делом государства. Предписывалось по примеру «еуропских стран» построить две шпитальни, или богадельни, а на их пропитание дать им вотчины. Всё это под наблюдением «доброго дворянина», при них также «дохтура, аптекари, повара».

В царствование Петра I (1682–1725 гг.) устройство и содержание богаделен осталось на Приказах – сначала на Патриаршем, а с 1701 г. – на Монастырском (туда приводили задержанных нищих и распределяли по богадельням).

21 марта 1708 г. в докладе князя Меншикова говорилось: «Великий Государь указал по Именному своему… указу нищим по миру на Москве мужеска и женска полу и робятам и старцам и старицам милостины не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях». Нищих на улицах забирали стрельцы, привозили в приказ, и когда там убеждались в их «недужности», то помещали в богадельню. Были известны Моисеевская богадельня на сто человек, Покровская, Кулиженская, Петровская, у Боровицкого моста на «8 человек робят»… В Сретенском монастыре – для «болящих, и бродящих, и лежащих нищих по улицам».

В 1721 г. попечение о бедных перешло к только что учреждённому Святейшему Синоду, а в 1724 году передано в Камер-конторы. При Петре издан ряд узаконений по вопросу о богадельнях. В 1708 г. – упомянутый указ об отсылке нищих в монастыри и церковные богадельни, в 1712 г. – ещё один указ о воспрещении нищенства в Москве и о распределении нищих по монастырям и богадельням.

Петр I прежде всего проявлял заботу о призрении воинских чинов, расселив инвалидов по уже имевшимся монастырским богадельням. Указом 29 июля 1723 г. на постройку и содержание богаделен назначены церковные сборы из доброхотных подаяний, которые следовало проводить церковным служителям и старостам «во всех Российского Государства монастырях и в соборных и приходских церквах» при святой литургии, а собранные средства присылать в Синод.

При Анне Иоанновне (1730–1740 гг.) в Петербурге устроены 17 новых богаделен. Русский посол в Париже князь Борис Иванович Куракин, впечатлённый парижским Домом инвалидов, в 20‑х годах XVIII в. задумал создать нечто похожее и в Москве. Задумку сумел осуществить уже его сын. А императрица Анна Иоанновна даже безвозмездно выделила для строительства этого «шпиталя» участок в Басманной слободе.

В Москве по европейскому образцу открыт госпиталь в 1742 году (улица Новая Басманная, дом 4). Построенный «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю», он стал первым частным благотворительным учреждением в России. Вмещал госпиталь двенадцать пациентов – бывших офицеров, получивших увечья. У каждого была меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни, рыбу – в постные. Вино полагалось каждый день, мёд – по праздникам. За домом разбит сад для прогулок. Для проживающих было два обязательных правила: ночевать в госпитале и посещать службы в храме. В 1820 году шпиталь переименовали в Странноприимный дом.

Существенный признак странноприимного дома, больницы-приюта, или ещё по-другому богадельни, – полное содержание проживающих в них пациентов. Самый знаменитый странноприимный дом располагается в Москве на Большой Сухаревской площади. Это всем известный ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.

Однако Елизавета Петровна (1741–1762 гг.) сочла содержание богаделен обременительным для казны и указом 26 октября 1744 г. сократила количество призреваемых с 5 372 до 3 601 человек. В богадельнях остались лишь отставные солдаты и их жёны. Содержание определялось в 1 копейку в день на человека (для сравнения – в 1739 г. оптовая цена килограмма муки составляла 6 копеек).

Несмотря на сокращение казённого финансирования, в 1730–1750-х гг. только в Москве существовало около 100 богаделен в общей сложности на 5 тыс. человек. Большинство содержалось на частные пожертвования.

При Екатерине II (1762–1796 гг.) возникли новые богадельни. В Петербурге – Волковская (1777 г., на 250 коек) и городские богадельни (1781 г., отделения в разных частях города, всего на 2 958 коек). В Москве в 1771 г. устроены старообрядческие богаделенные дома: Рогожский (на 890 чел.) и Преображенский (на 400 чел.). В 1775 г. – Городской императорский Екатерининский богаделенный дом (Матросская богадельня).

Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня – это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую социальную проблему. Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой. Развитие и увеличение маргинального слоя общества становилось на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой. Если ранее любая богадельня – это было место, спонсируемое правлением, после Земской и городской реформ обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперёд, поскольку стали появляться новые социальные организации, а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным. Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьёй, общественностью, церковью и министерствами.

В XIX в. богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.

На рубеже XIX–ХХ вв. богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 г., 2 083 из 4 382 заведений).

Основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40%) и мещане (35%).

В 1901 г. в богадельнях России проживало около 670 тыс. чел.

В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.

Количество обитателей и материальное обезпечение в них различалось. К примеру, устройство московского «Убежища имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» на 150 чел., открытого в 1911 г., обошлось в 900 тыс. руб. Здание было столь добротным и представительным, что ныне в нём располагается Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка, дом 4). Некоторые одинокие призреваемые даже могли иметь в богадельне прислугу.

Период начала ХХ в. в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным. Так как в богадельни собирались люди, неспособные позаботиться о себе и фактически безполезные в экономическом смысле, термин богадельня стал приобретать ироничную, стремящуюся к негативной коннотацию.

Уже в позднее время слово «богадельня» в России стали применять в качестве унизительного, для обозначения организации, неспособной что-либо сделать, и что члены такой организации являются бездельниками, немощами и дармоедами, не способными к труду и каким-либо полезным действиям.

Богаделенный – относящийся к богадельне.

Богаделенник – служащий богадельни.

Богадельщик – тот, кто трудится в богадельне.

Божедомка – убогий, проживающий в богадельне.

Богадельничать – жить по богадельным; скитаться в поисках крова и пищи.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть