Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества, видный деятель русского и международного рабочего движения.

Родился 30 мая 1814 г. в селе Прямухино (Новоторжский уезд, Тверская губерния).

Старший из трёх братьев Бакуниных – сыновей Александра Михайловича Бакунина. Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за дерзость, допущенную в отношении начальника училища — генерала И.О. Сухозанета.

Направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии.

С начала 1836 г. Бакунин живёт в Москве, знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он — один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в литературный салон своей родственницы Е.Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев.

Поддерживал близкие, хотя и не безоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским, познакомился с Герценом, Огарёвым.

С 1840 г. — за границей, участник революций 1848–1849 гг. в Европе (Париж, Дрезден, Прага).

В 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар — Jules Elizard).

В Берлине сближается с Иваном Сергеевичем Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами.

В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Александрович Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих.

В начале 1843 г. последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

С 1843 г. – Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг — радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 г. – правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество конфисковано в казну. С 1844 по 1847 гг. он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Réforme».

В 1847 г. – Михаил Александрович Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830—1831 гг.), произнёс речь, направленную «прежде всего против российского самовластия». Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих.

В июне 1848 г. Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками). После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам» («Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента.

В мае 1849 г. Бакунин стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением.

В 1851 г. – выдан австрийскими властями России, приговорён к смертной казни, заключён на три года в Петропавловскую крепость. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

В 1854 г. – заключен в Шлиссельбургскую крепость.

С 1857 г. – в сибирской ссылке сначала в Томске, затем в Иркутске. В Томске Михаил Бакунин женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского — 18-летней Антонине Квятковской. Супруги Бакунины детей не имели. В 1867 году в Неаполе Антонина Бакунина сошлась с итальянским адвокатом и соратником мужа Карло Гамбуцци, от которого родила сына и троих дочерей. Из них София (1870—1956 гг.; мать математика Ренато Каччопполи и Мария (1873—1960 гг.; химик). Бакунин относился к этой ситуации вполне терпимо и всегда предоставлял жене полную свободу, продолжая заботиться о ней и её детях. После смерти Бакунина, она обвенчалась с Гамбуцци.

1861 г. – нелегально выехал за границу, бежав из сибирской ссылки через Японию и США в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола». Сотрудничал не только с А.И. Герценом, но и с Н.П. Огарёвым.

1862г. – выпустил брошюру «Народное Дело. Романов, Пугачёв или Пестель?», в которой писал, что Александр II не понимает своего предназначения и губит дело всей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренне решился сделаться «земским царём», созвал бы земский собор и принял бы программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачёву, и Пестелю. В этой брошюре впервые ставятся определённые народнические задачи русской передовой молодёжи и затем повторяется та же программа славянского федерализма.

1862—1863 гг. – принимал участие в польском восстании.

24 февраля 1863 г. приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта в районе Паланги (под командованием Лапинского), кончившегося неудачей.

1864–1865 гг. — живя в Италии, стал организатором целого ряда социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, в т.ч. тайного революционного общества «Интернациональное братство».

1865—1866 гг. – написал свой программный документ — «Революционный катехизис».

1867 г. – участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».

1868 г. — организатор «Альянса социалистической демократии». В составе этого союза учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями.

В том же 1868 г. Бакунин вместе с русским эмигрантом Н.И. Жуковским основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение — требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства — рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.

1868 г. — член I-го Интернационала, где выступил против К. Маркса и его сторонников.

1869 г. – на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина. В этом же году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодёжи и сблизился с явившимся за границу Нечаевым, который был приверженцем принципа «цель оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в глазах многих сильно скомпрометировал себя.

1870 г. — участник Лионского восстания во Франции.

1872 г. — исключён из Интернационала решением Гаагского конгресса. Бакунина обвинили в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Нечаева.

1873 г. — опубликовал свой главный труд «Государственность и анархия». Позже к этому труду написано так называемое «Прибавление А», которое стало одним из программных документов революционного народничества.

1874 г. — участвовал в выступлениях анархистов в Италии (г. Болонья).

1876 г. — умер 19 июня (1 июля) 1876 г. в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Похоронен в г. Берн на Бремгартенском кладбище.

В личной жизни Бакунин был человеком редкостной доброты, лично, казалось, совершенно неспособным ни к какому-либо акту насилия /158, с. 80/.

См. Бакунины

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть