Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВЕЧЕ

Вече (англ. popular assembly in ancient Russia) — 1) торжественное речение. 2) народное собрание в Древней Руси X–XIV вв.; мирская сходка; майдан; институт народного волеизъявления. 3) набат, тревога, сполох; созыв по тревожному вопросу.

Пословица: На одном вече, да не одне речи.

В своём развитом виде вече выполняло роль высшего государственного органа, решавшего важнейшие вопросы выбора князя (посадников, тысяцких) или их низложения, объявления войны или заключения мира, а также социально-экономического развития, торговли, производства, суда. В Новгороде решением вече ставили и смещали архиепископов. Из истории видно, что вече являлось составной частью массовых мероприятий (пиры, праздники, встречи и проводы князя, обмен дарами и т.д.). Ошибочно думать, что состав вече формировался стихийно и в нём мог участвовать любой желающий. Наоборот, глашатаи оповещали «нарочитых», т.е. наиболее достойных мужей, которые выполняли роль народных избранников, представляя интересы окружающих селений, а также бояр, сановников, воевод, купцов, глав городских и сельских общин, старшин, владельцы усадеб, т.е. практически весь верхний слой тогдашнего общества. Не редкость, когда на вече участвовало «людьё», т.е. простые люди.

Следует подчеркнуть, что вече не являлось единственной формой народовластия. В Древней Руси успешно действовали такие демократические формы, как собор, совет, снем (военная встреча союзников, а также встреча для беседы), съезд, народное собрание, сход и т.д.

Само слово «вече» – одно из древнейших слов у праславян («vĕtjo» – отклик, мысль; «вѣтъ» – совет, весть, ответ), а сам глагол «вечать» может быть этимологически связан с рядом производных смыслов – отвечать, привечать, вещать, вещевать, увещевать и т.д. или даже человече, речь, вечный и т.д., что, разумеется, требует отдельного исследования. Это древнеславянское и древнерусское слово «vĕtjo», указывают лингвисты, образовано с помощью суффикса -j- от větъ или вѣтъ, что означает «совет». От слова «вече» в свою очередь произошли понятия «вещать», «вести».

Ещё в VI в. византийский писатель Прокопий Кесарийский отмечал народоправство у древнерусского народа.

Первое упоминание о вече как таковом встречается в летописи 997 г., в котором говорится о народном собрании в Белгороде. Такие сведения относятся к Новгороду (1016 г.), Киеву (1068 г.), Смоленску (1176 г.). В Новгороде институт вече действовал до 1478 г., в Пскове — до 1510 г. Вечевое устройство было характерно для власти в Вятской республике. Во Владимире, Ростове и Суздале вече действовало с середины XII в. Историки упоминают Полоцкое вече.

Наиболее развитым представляется вечевое устройство в Новгороде, где управление осуществлялось посредством системы вечевых органов. В самой столице действовало общее вече, отдельные части города (улицы, концы, стороны) созывали свои вечевые собрания. Имелись канцелярия, вёлся архив вечевых собраний. Организационным ядром являлся Боярский совет.

Сохранились и более ранние записи в летописях о проводимых массовых сходках жителей древних русских городов, на которых сообща решались важные для этого города вопросы. Такие сходки не назывались в летописях словом «вече», но, безусловно, по своей сути были близки к нему. Так в «Повести временных лет» есть упоминание, что в 862 г. словене и кривичи изгнали варягов за море, не желая платить им дань, и начали «сами в собе володети». Из-за этого решения начались междоусобицы, и тогда «русь, чюдь, словене и кривичи и вси» «реша сами в себе» пригласить князя со стороны.

Впервые с письменным упоминанием вече встречаемся в осаждённом печенегами Белгороде, где в 997 г. горожане «створиша вече в городе» и решили, что терпеть осаду больше невозможно.

Вече собиралось по необходимости. Для этого в древнерусских городах предусматривалось постоянное место сбора. В Киеве для сбора вече предназначался двор храма Софии, в Новгороде — Ярославово Дворище, в Пскове — двор храма Троицы.

Вече нельзя идеализировать, представляя их подлинным народным органом и тем более полновластным, поскольку фактическая власть принадлежала феодалам, называемых в народе боярами, которые всегда имели возможность оказать надлежащее влияние на мнение собиравшегося народа через своих доверенных представителей. Такой механизм отправления власти через народное волеизъявление доказывается действием «Совета Господы» (Новгород, 1278 г.), в состав которого входила вся феодальная знать, фактически державшая власть в городах и княжествах.

В XII в., когда Древня Русь стала коллективным княжеским доменом, при непосредственном участии вече происходило утверждение всех претендентов на княжеском столе.

Вече могло решать, поддерживает ли оно военные действия своего князя или нет. Когда киевский князь Изяслав выступил против Юрия Долгорукого, киевляне его не поддержали – «Мирися, княже, мы не идем». И тому лишь с большим трудом удалось добиться согласия киевского веча поддержать его хотя бы для видимости, чтобы заключать мир с Юрием с позиции силы. При этом, если вече признавало иного претендента на княжеский престол, то с ним заключался «ряд» – договор, определяющий условия правления, и совершалось «крестоцелование» – клятва соблюдения договора. В случае нарушения ряда решением того же вече князь мог быть просто изгнан с великокняжеского (киевского) престола, как это произошло в 1146 г. с Игорем Ольговичем, происходившим из черниговских князей. А ранее, в 1128 г. изгнало вече из Полоцка Давыда Всеславича и объявила князем его брата Бориса. Четырьмя годами позднее из Полоцка был изгнан князь Святослав, навязанный из Киева. В дальнейшем, полоцкое вече участвовало в решении вопросов о войне и мире, а также внешней торговли.

Действовало вече и в Смоленске, о чём рассказывает запись в Лаврентьевской летописи, датированная 1176 г. Там, правда, не уточняется, какие именно вопросы решали смоляне на вече, говорится только, что как было решено, так и действовали. А вот в записи, датированной 1185 г. говорится, что смоляне «створили» вече во время похода князя Давыда и заставили его вернуться обратно в Смоленск. На вече выбирают предводителя военного гарнизона – сотского, а также решает вопросы внешней политики. Так договор с Ригой составляется с согласия вече и с условием, чтобы «князю любо было и всем смольнянам».

Но самым известным в истории осталось, конечно, Новгородское вече. Оно просуществовало дольше, чем во всех остальных городах Древней Руси – в течение шести веков. Многие историки считают, что в работе вече принимало участие всё свободное взрослое мужское население Новгорода, количество его участников могло достигать до пяти тысяч человек. Но есть и другие данные, относящиеся к более позднему периоду истории Древней Руси, утверждающие, что Новгородское вече представляло собой «собрание 300 золотых поясов», т.е. самых знатных и зажиточных новгородцев, являвшихся представителями всех районов, так называемых концах, города. В самих концах тоже проходили похожие на вече собрания, в которых могли принимать участие разные сословия. И уже они выставляли своего представителя, излагавшие их требования и пожелания, на общеновгородском вече. Сохранились данные, что вече Неревского конца собиралось около церкви Сорока Мучеников. Вече Людина конца и Прусской улицы собиралось около церкви Бориса и Глеба в южной части Детинца. На Троицком раскопе предположительно найден вечевой помост.

Собирал на все вече вечевой колокол. В Новгородской первой летописи упоминаются использования вечевого колокола в 1212, 1218, 1270, 1290, 1299, 1316/1317, 1342, 1346 и 1388 гг. Ипатьевская летопись также сообщает о вечевом колокольном звоне в Новгороде в 1388, 1418, 1456 гг. Историки предполагают, что в Новгороде было два вечевых колокола: первый из них предположительно появился в промежутке между 1136 и 1148 гг. и находился на Ярославове дворище, второй — между 1270 и 1290 гг. на Софийской стороне.

По решению веча Новгород призывал князей на княжение и отправлял, если князь был «не люб» городу. Так случилось с великим князем Александром Невским, уже после одержанной им победы над шведами 1240 г., вече объявило 19-летнему князю, что он неугоден Новгороду. Некоторые историки утверждают, что молодого князя не любили в городе из-за того, что он собирался лишить вольных новгородцев свободы, обложить данью. Возможно, так оно и было, ведь именно при Александре Невском новгородцы стали платить дань татарским ханам. Александр Ярославович не стал возражать вече, собрал свою дружину и вместе с ней отправился в Переславль-Залесский. Немецкие войска, воспользовавшись моментом, немедленно захватили Псков, Изборск, волжские земли, оказались в опасной близости к Новгороду. Тогда новгородские бояре отправились с поклоном к князю-воину, и Александр Невский согласился вернуться на княжение в Новгород. Новгородцам пришлось смириться с его достаточно жёсткой политикой.

И тем не менее, независимость и свободолюбие новгородского веча ещё долго были достаточно сильны. В 1478 г., не выдержав тяжёлой осады опричников Ивана IV Грозного, новгородцы вынуждены принять все условия великого князя, более похожие на ультиматум: «Вечу не быть, колоколу не быть, а государство все нам держати».

К XIV в. в Северо-Восточной Руси, ослабленной княжескими междоусобицами, начался процесс укрепления великокняжеской власти. Это привело к ликвидации народного демократического института вече. В последующем народные собрания принимали форму вечевых.

Действовало вече и вопреки княжьей воле. Например, в Киеве после военного поражения от половцев «людье кыевстии... створиша вече на торговищи» и послали к князю требование вооружить народное ополчение. Князь Изяслав Ярославич не только отказался выполнить решение веча о вооружении ополчения, но и заключил под стражу киевскую «дружину», созданную на вече. В результате началось восстание в защиту прав веча. Прямо «с веча» горожане двинулись, во-первых, ко двору воеводы, во-вторых, к погребу, где сидела под замком захваченная князем киевская дружина, и, наконец, к порубу, в котором был заключен Всеслав. Известно, что Всеслав был освобожден, что восставшие разгромили княжой двор Изяслава. Выступление кончилось тем, что Мстислав, сын Изяслава, вступив в Киев, велел казнить 70 киевлян, освобождавших Всеслава из поруба, а многих других ослепил и «погубил», «не испытав», т.е. обошелся с ними хуже, чем с разбойниками. Это подготовило приезд самого Изяслава, на встречу которого «изидоша людье» и «прияша князь свой кияне». После этого события князь распорядился перенести торг «на гору», чтобы затруднить влияние купечества на черных людей.

История сохранила и такие случаи, когда вече пытались использовать в своих узкокорыстных интересах противники князей, стремясь к вершинам власти.

Вышеназванные и другие факты функционирования вече в Древнерусском государстве изучили А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов в своей работе «Древнерусское государство и его международное значение» и пришли к выводу, что вече, как таковое, «обозначая совещание вообще, употреблялся применительно к разнородным явлениям. Вече – это совещание правителей города, принимающее решение о его будущем в условиях обострения народного недовольства или открытых восстаний, вызванных голодом, войной, боярским самовластьем, общим наступлением феодалов на сельскую и городскую бедноту. В тех же условиях вече – это обособленное совещание городских «меньших» людей. Вече – это совещание князя со всей (или дружественной ему) знатью города, приводящее к военно-политическому соглашению между ними. Вече – тайный сговор городской знати против правящего в городе князя, сговор, поддержанный выступлением либо боярских дружин («чадь»), либо масс горожан, использующих свои территориальные и корпоративные организации (концы, улицы, сотни, братьщины и т.п.). Наконец, вече – это военный совет руководителей городового ополчения в походе. Вече – один из наиболее архаических институтов народовластия – использовано собственниками земли и поставленона службу государству в форме своеобразной феодальной демократии».

Большое вече – общее, законодательное собрание, на котором участвовали посадник, тысяцкий, городская знать, простые граждане.

Ход собрания, мнения выступавших записывал специально назначаемый вечный дьяк.

Малое вече — местное вече, служившее для решения местных проблем.

Синоним: кончанские вече, уличное вече.

Часто являлись нередко самовольными сходками, считались «заугольными» (т.е. проводившимися за углом), крамольными собраниями, не имевшими никакой силы.

Малые вече иногда созывались «на сенях» – у князя, у владыки, которые вершили гласный, открытый суд.

Кончанские вече (улицы в Новгороде назывались концами, отсюда прилагательное — кончанский).

Вечевое собрание — форма народного волеизъявления, возникшая в XIV в. после упразднения института вече.

Исторические источники упоминают такие собрания, проходившие в Москве в 1445 и 1547 гг.

Вечевой – относящийся к вече. Например, вечный дьяк, письмовод.

Вечный дьяк – письмовод, участвующий в больших вече и записывавший речи выступавших; вечевой секретарь.

Любопытно, что основа слова «вечный» коренится в слове «вече». См. также Вечная грамота.

Вечевой колокол — колокол, звоном которого оповещался народ о сборе вече.

Сохранилась легенда, что после того, как Иван Грозный повелел снять, высечь Новгородский вечевой колокол и вырвать его язык. После этой «казни» Новгородский вечевой колокол был погружен на особые сани повышенной грузоподъёмности и отправлен в Москву. Возле Валдая сани опрокинулись, колокол упал и разбился на мелкие куски. Осколки подобрали валдайские мастера и отлили из них множество поддужных колокольчиков.

Вечать – обсудить на вече; кричать; давать ответ, отзываться, высказывать своё мнение.

Вечевать – участвовать в собрании; быть на вече.

Вечевание – процесс осуществления вече; рассмотрение на вече.

Стать вечем – сойтись, чтобы сообща рассмотреть и решить возникшие проблемы.

Сполох – тревожный звон вечевого колокола.

Вечная грамота – решение, принятое на вече.

Любопытно, что основа слова «вечный» коренится в слове «вече». См. также Вечный дьяк.

Вечник – мирянин с правом голоса на сходке; выборный депутат; представитель интересов тех, кто отправил вечника на вече.

Вечь – речь, произнесённая при большом стечении людей, на вече.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть