АССОЦИАЦИЗМ
Ассоциацизм — основное направление мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
Впервые постулаты ассоциацизма были сформулированы Аристотелем. Он выдвинул идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.
В XVII в. организм представлялся в виде машины (механо-детерминистское представление), запечатлевающей следы внешних влияний. Так, возобновление одного из следов автоматически воспроизводит появление другого.
К XX в. утвердились следующие постулаты ассоциацима:
• психика построена из первичных элементов, которыми являются ощущения, простейшие чувствования;
• ощущения первичны, а более сложные психические образования (представления, мысли, чувства) вторичны и возникают посредством ассоциаций;
• условием образования ассоциации является смежность двух психических процессов;
• закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищал идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничную воспитуемость человека. Но, несмотря на серьёзные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, всё более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. Хотя оно и создало научную базу для педагогики, открывая, широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания. В рамках материалистического направления ассоциацизма возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоциацизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образованиям и сохранения ассоциаций.
Появившаяся на его базе ассоциативная психология имеет прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашёл широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и другие). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и т.д.