АПОСТОЛ
Апостол (греч. apostolos — посланник; англ. apostle; исп. apostol) — 1) ученик Иисуса Христа и распространитель его учения; посланник Божий, посланник Христа (в Новом Завете). 2) (англ. apostle of, principal champion of) ревностный последователь какой-либо идеи, учения. 3) (англ. «Apostolos») название богослужебной книги, которая содержит Деяния святых апостолов («Деяния апостолов», «Послания апостолов», Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 4) в кавычках: первая печатная книга на Руси, напечатанная в 1564 г. в Москве в типографии Ивана Фёдорова. 5) странствующие проповедники христианства, переходившие от общины к общине и создававшие новые христианские общины.
Иисус Христос дважды избирал апостолов.
Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота. После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить своё число до двенадцати.
Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов. В Новом Завете они не названы по имени. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, составлен в V–VI вв. и считается малодостоверным. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признаёт исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Семьдесят апостолов не были постоянными свидетелями и очевидцами деяний Сына Божьего.
Общину первых христиан в Иерусалиме возглавили апостолы. Апостолы установили церковные священнодействия, заповедали святые таинства Тела и Крови Христовых, крещения, рукоположения. Апостолы установили в Церкви благодатное преемство епископства, а через него преемство всего благодатного служения церковной иерархии, призванной к «домостроительству Тайн Божиих», согласно 1 Кор. 4:1. Апостолы определили начала канонической структуры жизни Церкви, заботясь о том, чтобы всё было «благообразно по чину», пример чего даёт 14 гл. 1-го послания к Коринфянам, содержащая указания о церковно-богослужебных собраниях.
В иконописи апостолов изображают в гиматиях и хитонах — одеждах римлян первых веков нашей эры.
Как богослужебная книга «Апостол» содержит часть Нового Завета и представляет собой тексты, изложенные святыми апостолами. В «Апостоле» приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделён на зачала.
Первоапостолы — Пётр и Павел, первые ученики Иисуса Христа.
Пётр первым допустил к крещению «язычников», ранее не веровавших в Христа.
Павел начал активно проповедовать учение Христа.
Сохранились два текста посланий (обращений) Петра и четырнадцать Павла.
Равноапостольный — название одного из 70-ти святых апостолов, избранных Иисусом Христом во второй раз, но по имени в Новом Завете не называемых; приравненный к апостолу.
Название равноапостольного иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и т.д.
Деяния апостолов — часть Нового Завета, следующая за Евангелием.
Эта часть Нового Завета дополняет его содержание и рассказывает о деятельности и чудесах, творимых апостолами после дня Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа.
Евангелисты — апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн, которые были авторами соответствующих четырёх канонических Евангелий.
Синонимы: Благовестники.
Матфей и Иоанн были в числе двенадцати учеников Иисуса Христа, Марк и Лука входили в число семидесяти апостолов.
Традиционные изображения евангелистов на Царских Вратах бывают оглавные, поясные и в полный рост. Иногда такие изображения сопровождаются символами — соответственно ангелом, львом, тельцом, орлом.
При изображении евангелистов в полный рост их пишут сидящими, склонившимися над создаваемыми ими текстами Евангелий, на фоне палат. Перед евангелистами на изображениях находятся скамьи и пюпитры, часто с письменными принадлежностями: чернильницей, перьями и т.д. Исключение составляет образ Иоанна, изображаемого на фоне горок острова Патмос, куда апостол был сослан с учеником Прохором. Здесь, в одной из пещер, имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса.
Символы евангелистов — условные изображения евангелистов в образах живых существ, принятые иконографической традицией: ангел (Матфей), лев (Марк), телец (Лука), орёл (Иоанн).
На древних иконах иногда встречаются нарушения, выражающиеся в несоответствии изображений тому или иному евангелисту.
Ангел — изображение, заменяющее евангелиста Матфея и означающее мессианское посланничество в мир Сына Божия (Иисуса Христа), предречённого пророками.
Лев — изображение, заменяющее евангелиста Марка и знаменующее могущество и царское достоинство Иисуса Христа.
Телец — изображение, заменяющее евангелиста Луку и подчёркивающее жертвенное, искупительное служение Спасителя.
Орёл — изображение, заменяющее евангелиста Иоанна и означающее высоту евангельского учения и сообщаемых в нём Божественных тайнах.