Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОДХИСАТТВА

Бодхисаттва (санскр. бодхи — просветление + саттва — сущность) — стремящийся к просветлённой сущности; совершенное человеческое существо. Это человек, решивший выйти из круга сансары и достигающий состояния будды. См. также Мир Дхармы, Буддизм.

В буддизме махаяны представляет собой идеальное существо, постигшее исконное наличие в себе, в любом другом живом существе «природы» будды и стремящееся в полной мере реализовать эту «природу». В отличие от архата хинаяны, выступает прежде всего как наставник и пример для своих последователей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны.

Выражает космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

Стремление выражается в широких клятвах бодхисаттвы, образующих существо пути. На пути к достижению состояния будды бодхисаттва должен пройти 52 ступени, которые подразделяются на 5 этапов. Но только на 50 ступенях бодхисаттва следует 6 парамитам как безусловному нормативу всех своих деяний.

«Десять ступеней веры» — первый этап пути бодхисаттвы, существом которого является обретение веры в спасительную силу буддийского учения.

«Десять ступеней пребывания» — второй этап пути бодхисаттвы, существом которого является обретение невосприимчивости к земным соблазнам («укрытие от них»).

«Десять добрых деяний» — третий этап пути бодхисаттвы, существом которого является соблюдение буддийских заповедей. «Десять плохих деяний» диаметрально противоположны заповедям.

Прохождение первых трёх этапов придаёт всем последующим деяниям бодхисаттвы альтруистический характер.

«Десять рвений» — четвёртый этап пути бодхисаттвы, существом которого является интенсивная практическая деятельность альтруистического содержания (спасение живых существ в тайне от них самих, наделение живого безмерным благом и т.д.)

«Десять земель» — пятый этап пути бодхисаттвы, существом которого является актуализация мудрости, постигнутой на всех предыдущих 40 ступенях. Выражается в радости от полного постижения истинной сущности бытия, излучении «света мудрости», преодолении последних трудностей пути.

Асамкьхьейя — 51-я ступень пути бодхисаттвы, на которой подводится итог всего пути. Продолжается три асамкьхейи и сто кальп.

«Чудесное просветление» — заключительная ступень пути бодхисаттвы, присущее будде.

Бодхисаттва-махасаттва (санск. бодхисатва + маха — великий + саттва — сущность) — бодхисаттва, обладающий великой сущностью, т.е. достаточно далеко продвинувшийся в прохождении 52 ступеней пути бодхисаттвы.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть