Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БУДДИЗМ

Буддизм (санскр. Будда — просветлённый; англ. buddhism) — одна из трёх крупнейших мировых религий наряду с христианством и исламом, возникшая в Юго-Восточной Азии (Индия) в VI в. днэ.

Эта религия названа по имени основателя Гаутамы (Готамы), получившего впоследствии имя Будда (Просветлённый, Ясновидящий).

Идеи буддизма органично воспринимаются новыми поколениями, они положены в основу в современные системы самосовершенствования, подчас далёкие от религии.

Буддизм возник в древней Индии как традиция шраманов между VI и IV вв. днэ и распространился по большей части Азии. Это четвёртая по величине религия в мире с более чем 520 миллионами последователей, что составляет свыше 7% населения мира, известными как буддисты. Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке днэ его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 гг. днэ), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии.

Тем же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы – курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со II века ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.

В странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в I-III вв., за исключением Лаоса, где это произошло лишь в XVI в.

На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной Индонезии) буддизм проник в конце VII в.

На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в I в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму.

Самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются II в.

Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого ш`лкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного Синьцзяна (Восточный Туркестан) и в китайскую столицу Лоян.

Из Китая буддизм проникает во второй половине IV в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине VI в. в Японию.

В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины VII в., но окончательно закрепился и стал государственной религией со второй половины VIII в.

В Тангутском государстве IX-XIII вв. (северо-западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился с X в.

Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй половине XVI в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке (население которой с XVIII в. - буддисты), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 г. в Московское царство. В этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с чем в 1991 г. праздновалось 250-летие религии в России.

Для буддизма характерно учение о «четырёх благородных истинах» (англ. four noble truths): существует страдание, существует его причина, существует освобождение и путь к нему. Каждое живое существо наполнено комбинацией жизненных сил, которые возникают и исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма).

В буддизме нет Бога как творца и высшего существа.

Около 1200 г. влияние буддизма в Индии стало падать. В настоящее время буддизм растворился в индуизме, он сохранился в форме хинаяны, махаяны. Господствующей религией Индии стал брахманизм.

В центре буддизма – учение «О четырёх благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность. Страдание – состояние безпокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.

Согласно единому правилу, Первой драгоценностью является Будда – совершенно просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.

Согласно единому правилу, Второй драгоценностью является Дхарма – Закон, открытый Просветлённым, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 днэ они впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали – Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке пали – Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на языке пали – Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.

Согласно единому правилу, Третьей драгоценностью является сангха – община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путём Будды. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Основные направления в буддизме хинаяна и махаяна.

Хинаяна (англ. hinayana) — малая колесница, изначальное учение Будды о спасении души.

Это направление буддизма, названное «малая колесница» («малый или низший, ущербный путь», «узкий путь»), представляет собой «сугубо монашеское направление буддизма».

Таким термином буддологи из Европы стали называть, начиная с конца XIX века, южные буддийские школы. Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном, а также идея об отождествлении проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяна ставит на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями дхарм. Направление подчёркивает нереальность «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальность самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности (доказательству этого посвящена Милинда-паньха).

Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признаёт Будду человеком, нашедшем путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество.

Буддизм в форме хинаяны сохранился на Цейлоне, восточных районах Индии.

Хинаяна (Малая колесница) Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби", является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно, Моего.

Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице - это учение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т.д. есть страдание (духкха).

Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения.

Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды.

Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона, размышление о нём, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании.

Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи.

В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины. Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, безпрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в безчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека. В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии.

Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т.е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить» (Дхаммапада, 165).

Одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида - прошлую, настоящую и будущую. Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху.

Махаяна (англ. mahayana) — большая колесница, позже возникшее учение о спасении души.

Это направление буддизма образовалось с появлением цикла текстов, названного «Пряджняпарамита». Это название происходит от санскритских слов «пражня» («высшая мудрость») и «парамита» («переправа», «средство к спасению»).

В махаяне меняется отношение буддистов к Будде – он уже не просто Учитель и проповедник, а могущественное сверхъестественное существо, которому можно поклоняться как божеству.

Махаяна сохранилась в Китае, Японии, Тибете, Монголии, Гималаях.

Самые ранние тексты махаяны - это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются I в. днэ – I в. н э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины II в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь II-III вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в IV-V вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах.

Со II по XI вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку.

С VIII в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в XIV в. отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически беpконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения. В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах.

Небесные бодхисатвы – это просветлённые существа, которые обрели Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план.

Земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой.

Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).

Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда – абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия - это способ представления Будды, а избавление от нее - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в т.ч. в нас.

Всё мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, например, явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота.

Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и других буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских.

Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины.

Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм). Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к V-VI вв. Тантры учат только посвящённых (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) безчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов.

Будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и т.д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги.

Сложились три внешние системы тантризма:

1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи;

2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума;

3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.

Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.

При подготовке статьи использована следующая литература: Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. М., 1960.Вопросы Милинды / Пер. с пали А.В. Парибка. М., 1989. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с санскр. В.И.Рудого. Раздел I. М., 1990. Раздел III. СПб., 1994. Буддизм в переводах: Альманах. СПб., 1992-1993. Вып. 1-2.Алмазная сутра / Пер. с санскр. В.П. Андросова. Элиста, 1993. Чатухстава, или четыре гимна буддам, и Махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные Нагарджуной / Пер. с санскр. В.П. Андросова // Восток. 1995. № 4-5. Щербатской Ф.И. Избр. тр. по буддизму. М., 1988. Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990. Розенберг О.О. Тр. по буддизму. М., 1991. Буддизм: Словарь. М., 1992. Буддизм в Японии. М., 1993. Говинда (Лама Анагарика). Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993. Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994. Андросов В.П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996.Thomas E. The History of Buddhist Thought. London, 1953.Warder A. K. Indian Buddhism. 1970.Plaeschke H. Buddhistische Kunst. Leipzig, 1972.Dutt N. Mahayana Buddhism. Delhi, 1978.Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. London, 1987.Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989.Gombrich R. Theravada Buddhism. London, 1994.В. П. Андросов

Нирвана (англ. nirvana) — состояние блаженства души, прошедшей через страдания.

Нирваной называется состояние, при котором отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Шунья — пустота, тождественная нирване, которая только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии.

Постижение «пустоты» — важная цель буддийских медитаций, по-разному рекомендуемых разными школами.

Бодхисаттва — грядущий наместник Будды, который ставит своей целью безкорыстной любовью ко всем существам вести их к спасению. См. также Бодхисаттва.

Буддийский (англ. Buddhist) — относящийся к буддизму.

Буддист (англ. Buddhist) — последователь буддизма.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть