БУДДА
Будда (санскр. — просветлённый; англ. Buddha) — 1) имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (623–544 гг. днэ), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. 2) существо в буддизме, достигшее состояния высшего совершенства.
Одно из имён Будды – Шакьямуни («отшельник из шакьев»), Проснувшийся, Прозревший, Просветлённый, Познавший запредельный свет.
В русской буддологии слово «Будда» принято писать с прописной (заглавной) буквы тогда, когда речь идёт о Шакьямуни (например, Будда Шакьямуни) или же о других буддах, которые являются главными в некоторых направлениях буддизма. Например, Будда Амитабха/Амида в амидаизме или Будда Махавайрочана в эзотерическом буддизме.
С прописной буквы слово «Будда» пишется всегда, когда имеется в виду Будда-Абсолют, т.е. Будда как таковой, представляющий квинтэссенцию этого понятия.
Во всех других случаях, например, когда слово «будда» обозначает видовое понятие или когда речь идёт о любом будде вообще, слово «будда» пишется со строчной буквы /156, с. 234/.
Буддизм многоконфессионален. В нём очень много направлений, и это неудивительно, ведь ему уже 2,5 тысячи лет. Самая распространённая классификация направлений буддизма весьма условна, и она показывает, что существует три крупных ветви этой религии – тхеравада, махаяна и ваджраяна. На самом деле направлений в десятки раз больше, просто есть традиция классифицировать буддизм именно по этим трём направлениям. Большинство исследователей признают факт реального существования Будды и как личности, и как высшего существа.
Ни в одном течении буддизма Будда не трактуется в качестве Творца, что принципиально отличает буддизм от христианства.
История Будды, пробуждённого мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берёт начало в V-VI вв. днэ.
Будда прожил насыщенную жизнь, около 80 лет, и прошёл удивительный путь. Вся информация, известная о Блаженном, берётся из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт. Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления Будды.
Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 днэ., и соответственно в 1956 г. отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 гг. днэ., но большинство школ соглашаются на 380 г. днэ.
Первые тексты, относящиеся к Будде Шакямунти появились через 400 лет после его смерти.
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали – Сиддхаттха, что в переводе означает Достигающий цели, Преуспевающий).
Отца звали Шуддходана (на языке пали Суддходана, в переводе – Имеющий рис), мать – Майя (Иллюзия).
Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали – Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету).
На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог.
Он решил оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали – Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев).
В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошёл в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). В результате бодхи он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от неё можно избавиться.
Он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение).
Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветлённым.
Первая проповедь Будды состоялась близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали – дхамма, по-тибетски chos).
Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре.
Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей – это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира.
Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды - одно из начал, объединяющих буддизм.
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды – это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т.д., и все они учат одному Закону.
В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда – высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в т.ч. в каждом из безчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами.
В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого.
Будда – Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае, так считают люди, исповедующие различные религии.
Буддизм признаёт существование несчислимого количества будд – в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд, есть пять будд созерцания (дхьяни-будды); есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда.
Уже в хинаяне происходит мифилогизация образа Будды, утверждается предопределённость его просветления благодаря накоплению достоинств в предыдущих жизнях. В хинаяне Будда наделяется разнообразными сверхъестественными способностями.
В махаяне произошло радикальное переосмысление понятия «Будда». Здесь Будда трактуется как единственная безусловная реальность, Абсолют, Единое. В этой своей ипостаси Будда, вечно пребывая в нирване, всепроникающ, всеобъемлющ, поскольку безграничен во времени и пространстве.
Того, кого люди воспринимали как Будду Шакьямуни, есть манифестация Будды-Абсолюта. Таких манифестаций безконечное множество. Такое представление о Будде оформилось в важнейшую для махаяны доктрину о «телах» (ипостасях) Будды. Первоначально выделено два, затем три типа «тел» Будды. Учения ряда влиятельных буддийских школ насчитывают четыре, восемь, десять и даже более тысячи ипостасей Будды. Однако во всех случаях основным является Тело Дхармы.
Для махаяны характерно образование обширного пантеона будд. В зависимости от конфессии главным буддой может быть не только Шакьямуни, но и Амитабха/Амида в амидаизме или Махайварочана в учении школы Хуаянь/Кэгон в эзотерическом буддизме.
Ранние предания о Шакьямуни сохранились и в ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) – мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).
Достижение человеком состояния будды провозглашается в махаянистских школах конечной целью религиозной практики адепта, что следует из краеугольного положения философии махаяны об исконном наличии в любом живом существе «природы» будды, ибо Будда всепроникающ и всеобъемлющ.
В эзотерическом буддизме сотериологическая установка определяется формулой «стать буддой в этом теле».
Шакьямуни (санскр. «отшельник из шакьев»; «мудрец из племени шакьев») — дословно «Пробуждённый из рода Шакья», титулование Будды; литературное имя Сиддхартхи Гаутамы; Будда как деятель. Духовный учитель, основатель и центральная фигура буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддхартха Гаутама (санскрит) / Сиддхаттха Готама (пали) (Потомок Готамы, успешный в достижении целей), позже он стал именоваться Буддой (буквально — «Пробудившимся», санскр.) и Полностью совершенным Буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татхагата («Так пришедший / ушедший»), Бхагаван («Благословенный», «господин»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром») и др.
Будда Шакьямуни (санскр. «мудрец из шакьев») — титулование Сиддхартхи Гаутамы.
Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. днэ) — 1) личное имя основателя буддизма, Гаутама — родовое имя (фамилия). 2) Будда как человек, как личность.
Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы обобщены его последователями после его смерти и легли в основу канонических собраний буддийских текстов, тибетского Ганчжура, китайской Трипитаки, японской Трипитаки, но прежде всего буддийского канона на языке пали — «Типитаки» (пали: «Три корзины», на санскрите: «Трипитака»).
Важнейший буддийский праздник — День рождения Будды Шакьямуни традиционно празднуют (в большинстве школ буддизма) весной — 5 апреля. Этот день является национальным праздником Республики Калмыкия (Российская Федерация), 8 апреля (в ХХ—XXI вв, а ранее в восьмой день четвёртого месяца) в Японии, а в странах Тхеравады — Таиланде, Мьянме, на Шри-Ланке. В других странах, где исповедуют буддизм, день рождения Будды Шакьямуни празднуют в день одного из весенних полнолуний, чаще приходящегося на май.
Сиддхартха Гаутама, согласно самой распространённой версии, подтверждающейся рядом исторических фактов, происходил из царского рода племени шакьев в Северной Индии. Являлся сыном вождя племени («царства») шакьев. Поэтому в литературе его называют царевичем, принцем.
Родился в деревне Лумбини, что в нескольких километрах от Капилавасту (ныне территория современного Непала), столицы царства шакьев. Здесь находился дворец его родителей — царя Шуддходаны и его супруги Майи, дочери вождя («царевны») соседнего племени («царства») колиев.
Детские годы Сиддхартха провёл в Капилавасту. Жил в роскоши, женился на девушке Яшодхаре, которую предания называют «прекрасной». Но дух Сиддхартхи не был спокоен — вокруг себя он видел страдания, болезни, смерть. После рождения сына Рахулы в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул свой дом и в течение 6 лет (до 35 лет) был странствующим аскетом, в поисках истины подвергая себя тяжким испытаниям и лишениям. Но в аскетизме Сиддхартха не нашёл истины.
Сиддхартха воссел под деревом Бодхи и долгое время размышлял. Он достиг высшего знания, проник в суть всех вещей и явлений, стал буддой («просветлённым»).
После своей проповеди в Оленьем Саду о четырёх благородных истинах Будда более 40 лет странствовал, проповедуя своё учение. Согласно преданиям, Сиддхартха Гаутама прожил 80 лет.
На основе своего учения он основал сангху, имел учеников и последователей. Среди них были Бимбисара, а затем Аджаташатру — правители царства Магадха.
Сиддхартха Гаутама умер близ города Кушинагара (совр. Касья или Касия, район города Горакхпур, штат Уттар-Прадеш).
Согласно современной буддийской хронологии годами жизни Сиддхартхи Гаутамы являются 623–544 гг. днэ. Но многие исследователи буддизма считают достоверными 564/560–483/480 гг. днэ.
Гаутама (санскр.) — родовое имя (фамилия) исторического Будды, как основателя буддийской религии.
Яшодхара (санскр.) — жена царевича Сиддхартхи Гаутамы, мать его сына Рахулы.
Происходила из одной из знатных семей племени шакьев. Супруг Сиддхартха Гаутама обратил её в буддийскую веру.
Использована следующая литература: Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А.П. Баранникова, О.Ф. Волковой. М., 1962. Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2. Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. № 1. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994. Андросов В.П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995. Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952.Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984.Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988.When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995.Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996.В. П. Андросов