БОГ
Бог (англ. god; исп. dios) — 1) в христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. 2) абсолютно совершенная сущность, верховное всемогущее существо, управляющее всем миром. Или одно из таких существ (при многобожии).
Названиями Бога являются: Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь и т.д.
Пословицы: Господь Бог долго ждёт, да больно бьёт; На Бога надейся, да сам не плошай. Бог терпел, да и нам велел. Бог-то Бог, да и сам не будь плох. Ни Богу свеча, ни черту ожог (кочерга). Где жить, тем богам и молиться. Не гони бога в лес, коли в избу влез. Каков бог, такова ему и свеча. Что тому богу молиться, который не милует? Плохого бога (идола) и телята лижут. Богово дорого, бесово дёшево. Правда живет у Бога. Кто Богу не грешен, тот царю не виноват. Виноватого Бог простит (помилует), а правого царь пожалует. Как ни живи, только Бога не гневи. До царя далеко, до Бога высоко. Какова вера, таков у неё и бог. Дай Бог нашему Богу жить – живы будем.
Согласно правилам русской грамматики, слово «Бог», когда за ним подразумевается верховное христианское божество, пишется с прописной буквы.
Изначальное значение общеславянского bogъ – «наделяющий богатством» (возможно, изначально так называли славянского Даждь-бога или Перуна). Старославянское богъ по смыслу соответствует общеславянскому bogъ и индоевропейскому корню bhag- – «наделять, раздавать». Корневая основа общеславянского bogъ передаёт единый смысл в древнеарабском, где baha, baga – «участь, судьба», «господин, бог», либо восходит к древнеиндийскому bhaga-h – «благосостояние, счастье», а также «наделяющий, дарующий», bhagavant – «блаженный», «великий, бог».
Вера в Бога – основа всякой религии. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма.
Во всех религиозных верованиях бог – это сверхъестественное существо, основатель либо всего сущего, либо его части.
В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого.
В теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»).
В пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В деизме Бог представляется первопричиной, создателем мира, но этот мир развивается далее по своим естественным законам.
Бог един. Он есть Любовь, Истина, Красота… Озаряющими помыслами, которые испытывает человек к Богу, и его путеводными звёздами являются Любовь, Вера, Надежда. В Библии говорится: «Бог — это любовь. И тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём» (Иоанн. 4:16).
Антитезой Божественной любви является дьявол — сама ненависть.
Всеединство Бога проявляется в том, что он проникает во все вещи и явления окружающего мира, но все разнообразные проявления Бога подобно нитям сводятся к единому Богу.
Путь к Богу прям. И жизненный путь подобен золотому лучу утренней зари, по которому должен самостоятельно взойти дух человека над пропастью страстей — чёрной бездны лжи, олицетворяемой дьяволом. В нашем материалистическом мире не каждому дано прозреть столь абстрактную суть окружающего.
Страсти — это приманки, которые расставляет дьявол на пути к Богу, прельстившись которыми и потянувшись к которым, человек сбивается со своего прямого пути и в конечном итоге погибает. Таковыми являются грехи — гордыня, жадность, лень, трусость, похоть… Несмотря на прямоту, труден путь к Богу, следуя которым человек преодолевает самого себя, призван воплощать в каждом своём шаге Любовь, Истину и Красоту.
Человеческое общество стремится следовать путём Бога, но каждому человеку предначертан свой единственный путь, подобный путеводной нити Ариадны. На пути к Богу человека совращает множество вождей, лжепророков, вокруг которых наиболее охотно группируются слабые индивиды. Такие сообщества подобны стаду, попавшему на благодатную лужайку, превращающихся в свиней, ибо они обуреваемы дьяволом.
Но только единицы восходят всё выше и выше по золотому полотну дарованной нам Богом жизни, показывая людям более плодотворную Истину, неописуемую Красоту и великую Любовь этого мира. Таковы есть слуги Господни. Ими являются истинные пророки, учёные, творцы… Возвышая свой ум до новых высот, они всегда будут одиноки в своём поиске Бога в этом безумно материальном мире и только Вера, Любовь и Надежда закаляют отвагу и внушают мужество первопроходцам на этом пустынном и ранее неведомом участке человеческого пути.
Понятие Бога, божественного имеет множество смыслов и значений в религиях, учениях, философии, этике, эстетике, психологии, социологии, искусстве, других гуманитарных дисциплинах.
Согласно православной энциклопедии, Бог – это творец неба, земли и всего сущего на ней. В Священном Писании Бога называют разными именами: Иегова, Всемогущий, Господь, Всевышний. Ему вменяются такие качества, как высшее духовное совершенство, самобытность, независимость, всеведение, вездесущность, правосудие, благость, любвеобильность, премудрость, всемогущество, слава и безпредельное величие. Если иногда Писание приписывает Господу обладание телесными членами, то только потому, что ум человеческий лучше воспринимает такую аллегорию. Например, руки Божьи означают всемогущество, уши и глаза – всеведение, ноги – вездесущность и т.д. Бог един, но троичен в Своих Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть представляет собой Святую Троицу, единую и нераздельную. В Священном Писании всем трём Лицам Святой Троицы приписываются одинаковые возможности. Однако между ними существуют некоторые различия. Например, Бог Отец не может родиться, так как Он вечен, Бог Сын предвечно рождён от Бога Отца, а Бог Святой Дух исходит от Отца и наполняет всю вселенную. Таким образом Бог промышляет, Бог будет судить, Бог царствует, Бога нужно любить и восхвалять, уповать на Него и повиноваться Ему. Главной обязанностью каждого человека является обязанность жить для Бога, так как он живет благодаря Ему. Однако утверждение, что всё есть Бог, равнозначно отрицанию Бытия Божьего.
У древних греков и вообще в системе политеизма – безсмертное и блаженное существо.
В монотеистических системах эти две характеристики сохраняются, однако утрачивают первостепенное значение, уступая онтологическому и нравственному измерениям: Бог – высшее существо, творящее и несотворённое (являющееся причиной самого себя), олицетворяющее высшее благо и справедливость; существо, от которого зависит всё, но которое не зависит ни от чего. Бог есть действующий и персонифицированный абсолют.
Верующие обычно признают за своим Богом четыре основных атрибута, каждый из которых безграничен: бытие (Бог безконечен), могущество (Бог всемогущ), познание (Бог всеведущ), наконец, добро или любовь (Бог всеблаг и наделён безконечной любовью).
И в таком понимании мы все походим на Бога. Разве не наделены мы некоторой способностью к бытию, кое-каким могуществом, малой толикой способности к познанию и любви? В этом Бог похож на нас. Человек – нечто вроде конечного и смертного Бога; Бог – нечто вроде безконечного и безсмертного человека.
Антропоморфизм не заблуждение религий, а «живая истина». Если бы Бог ни в чём не походил на нас, разве он создал бы нас по своему образу и подобию? И разве стали бы мы в него верить?
Истинный Бог и добрый Бог – одно и то же, иначе он не был бы Богом. По всей видимости, это сочетание доведённых до безконечности истинности и доброты и может служить наилучшим, вернее сказать, наименее худшим, определением Бога. Бог есть истина как норма и, следовательно, норма всех истин. Бог – это тот, кто познает, судит и творит истинную ценность всех вещей. Бог есть смысл смыслов, или абсолютная норма.
Поэтому всякая истина, претендующая на абсолютную ценность, принадлежит теологии. Она – источник всевозможных религий (Бога, Истории, Науки, Безсознательного и т. д.) и изредка – атеизма.
Первобытный монотеизм — почитание родоначальника, праотца внутри рода. Является первоначальной формой религии.
Политеизм — многобожие, почитание многих богов. К многобожию привел культ предков, героев, вождей, почитание явлений природы.
Божественное — представление о Боге как о первичной данности человеческого создания. Божественное равнозначно священному царству ценностей.
Бог в себе — понятие становящегося Бога, вырастающего в сердце человека.
По словам Рильке, Бог является «грядущим, которое предстаёт перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого — мы».
В таком понимании человек — это единственный пункт, в котором и посредством которого не только первосущее само себя постигает и познаёт, но он также есть сущее, в свободном решении которого Бог может осуществлять и освящать Свою чистую сущность. В своём человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника Бога, соучастника в Его делах, должен нести впереди божественное знамя вместе с мировым процессом и во время мировой грозы суметь взять на себя ответственность за всё /85, с. 47/.
Богиня – женщина чудесной красоты.
Боговня – иконный оклад.
Слава Богу! – благодарственное восклицание, обычно представляющее собой ответ на вопрос о здоровье, т.е. всё хорошо, всё в порядке.
Бог даст – форма отказа просящему в подаянии, милостыни.
С Богом! – прощальное пожелание. Или же побудительное восклицание: действуй! иди! начинай!
Бог в помочь! – приветствие работающему человеку.