Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОГОМАТЕРЬ

Богоматерь (греч. Θεοτόκος; англ. mother of god, our lady, virgin mary; исп. la virgen) — матерь Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария (евр. Мариам — возвышенная, превознесённая).

Синоним: Богородица.

Согласно христианскому учению, Богородица (греч. Θεοτόκος) она же Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева (греч. Ἀειπαρθένος) – лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).

Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица — Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве осмысливается в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица.

Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 г. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осуждён Церковью и назван новым Иудой.

Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утверждённое на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой. Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии (Мф.1:23).

Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина (Исх.3:2), Лестница Иакова (Быт.28:12), скиния (Исх.26:1), ковчег (Исх.25:10). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом (1Кор.15:45,47).

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Нет там и описания того, что чувствовала Дева Мария, присутствуя при казни Сына на Голгофе, говорится только, что Она стояла рядом с крестом. После вознесения Иисуса проповедовала вместе с апостолами Его учение. Почила в 48 г., была погребена, но затем чудесным образом взята на небо, и с тех пор предстоит пред Богом как заступница и скорая помощница рода человеческого. Православная Церковь прибегает к Ней в молитвах, славит Её за оказанные благодеяния, в Её честь установила многие праздники и построила множество храмов.

Православная церковь видит в Богоматери великую молитвенницу за человеческий род — Оранту, выражает глубокую веру в Её Покров, простёртый над миром.

Канон Богоматери в иконографии установился к XII в., но в отличие от канона Иисуса Христа не регламентирован строгими правилами. Единственным строгим правилом, пишет В.В. Филатов /84, с. 25/, можно считать обязательность заострённого овала в абрисе лица. В русской иконографии лик Богоматери обычно не имеет страдальческих черт. Ликам Богоматери присуще умиротворённое выражение, которое соответствует словам «Благодатная Мария».

Богоматерь с младенцем Христом — наиболее распространённый иконографический тип. Первые её изображения относятся к концу I — началу II вв. Иногда Богоматерь показана с молящимися Ей мирянами.

Изображения Богоматери бывают в рост, поясные, оплечные и оглавные.

Основными иконографическими типами являются: Одигитрия (путеводительница), Елеуса (милующая, милостивая; в России называется Богоматерь Умиление), Знамение (Панагия), Оранта.

Особым почитанием в России пользуются: Богоматерь Владимирская, Всех Скорбящих Радость, или Всех скорбящих радосте, Живоносный Источник, Знамение, Иверская, Казанская, Почаевская, Смоленская, Тихвинская.

В церковном календаре дни празднования особо почитаемых икон Богоматери набраны крупным шрифтом /84, с. 24–25/.

Одигитрия (греч. — путеводительница) — икона Богоматери с Младенцем, изображаемой стоящей или сидящей на престоле.

В поздневизантийском и русском искусстве Одигитрия изображается преимущественно поясной.

Образ Одигитрии получает распространение на Руси в эпоху Киевской Руси. Русские варианты иконографии Одигитрии по месту создания соответствующих икон или на основании легенд о чудесном их появлении получили названия Богоматери Смоленской, Богоматери Тихвинской, Богоматери Грузинской, Богоматери Иерусалимской, Богоматери Иверской, Богоматери Семиезерской и др.

Богоматерь Смоленская является наиболее торжественным типом поясной Одигитрии. Изображается чуть повернутой вправо к Младенцу, правая рука перед грудью, левая поддерживает благословляющего Младенца; голова Младенца изображается строго в анфас. По церковному сказанию, древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI в. и с начала XII в. находилась в Успенском соборе Смоленска. В XV в. икону привозили в Москву, где с неё был сделан список. После присоединения Смоленска к Московскому государству в начале XVI в. в Москве построен Новодевичий монастырь с храмом, посвящённым иконе Богоматери Смоленской /84, с. 117/.

Умиление — русское название иконы с поясным изображением Богоматери с ласкающимся к ней Младенцем Христом, когда голова Богоматери обращена к Младенцу.

Этот иконографический тип возник в Византии в XI в. из образа Одигитрии, когда впервые на печатях (рельефах) возникает обращённая в сторону Младенца голова Богоматери. Этот иконографический тип получил название — Елеуса — милующая. В Древней Руси слово Елеуса стало переводиться как «умиление», что точнее определяет содержание образа, который передаёт полное нежности общение ребёнка с матерью, предвидящей страдания Сына на Его земном пути.

Изобразительный канон Елеусы сложился в Византии в XI в. Особенное распространение получил следующий вариант: Богоматерь (в поясном изображении) держит на руках сына, припавшего к Её щеке; склонив голову, Мария поддерживает Младенца, обхватившего Её шею.

На Руси основной образ Умиления получил название Богоматери Владимирской. По преданию, икона была привезена из Константинополя в начале XII в. и поставлена в соборе Вышгорода под Киевом, а в 1155 г. увезена во Владимир князем Андреем Боголюбским. В 1395 г. икона впервые принесена в Москву, затем в том же году возвращена во Владимир; окончательно доставлена в Москву в 1480 г., поставлена в Успенском соборе Московского Кремля и стала палладиумом России /84, с. 187–88/.

Шуйская-Смоленская икона Богоматери — тип иконографии Богоматери, который по своему изводу близок к Одигитрии Смоленской иконы Богоматери.

По взаиморасположению Богоматери и Христа, отмечает В. Филатов /84, с. 208/, её можно отнести к Елеусе. Это сугубо русская иконография.

Младенец изображён в профиль, сидящим на левой руке Богоматери. Голова Его в трёхчетвертном повороте обращена к молящимся. Ноги и спину Его прикрывает, как правило, красный гиматий. Правая обнажённая до колена нога расположена над левой и придерживается кистью левой руки, правая рука со свёрнутым свитком поднята вверх. Ступню левой ноги Младенца Богоматерь поддерживает правой рукой. Голова Богоматери склонена к Младенцу. Мафорий прикрыт платом того же цвета, он как бы многослойный. Самое раннее изображение относится ко второй половине XVI в.

Эта икона прославилась чудотворством при избавлении от «моровой язвы», свирепствовавшей в 1654–1655 гг. в г. Шуе Владимирской губернии. В дальнейшем она исцеляла множество больных и страждущих.

Дни почитания иконы — 28 июля (11 августа), 2 (15) ноября, а также вторник Пасхальной седьмицы.

Богоматерь с Младенцем Христом — тип иконографии Богоматери, первые изображения которой относятся к концу I — началу II вв. Представляет Богоматерь в сюжете поклонения Волхвов или Богоматерь с Младенцем, сидящим на Её коленях.

Поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках или в образе Оранты с Младенцем на груди (Панагия) появляется в конце IV — начале V вв.

Взаимным расположениям Богоматери и Младенца придают различный характер, а прославление тех или иных иконографических типов создало обширную иконографию /84, с. 24–25/.

Оранта (греч.) — образ Богоматери, олицетворяющей заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской церкви. Окончательно складывается в VI в., начиная от образа девы с поднятыми в молитве руками, который олицетворял душу умершего.

Богоматерь Оранта изображается в тунике, перехваченной поясом. Голова поверх чепца прикрыта большим длинным мафорием; ранняя иконография предполагает орарь, одетый на шею /84, с. 121/.

Панагия (греч. — всесвятая) — иконографический тип Богоматери с воздетыми для моления руками. См. также Знамение.

В иконах Панагия изображается с воздетыми для моления руками; на Её лоне (груди) — поясное изображение Христа Эммануила. Такой тип изображения получил распространение в XI–XII вв.

Великая Панагия — Богоматерь, изображённая в рост (типа Оранты), с Эммануилом в круге на Её груди.

Образ «Великая Панагия» написан в начале XII в. Алипием Печерским и назван в Киево-Печерском патерике «великой иконой», которая перевезена в Ростов Великий при Владимире Мономахе. Богоматерь изображена в полный рост, стоящей на орнаментированном коврике, фронтально, в тунике и с широкими обшлагами, голова и плечи покрыты просторным и длинным мафорием; на лоне Её, в круге славы, — Эммануил (поясной). Руки Её распростёрты в стороны; в верхней части иконы на фоне написаны два круга с поясными изображениями архангелов /84, с. 66–67/.

Успение Богородицы — см. Двунадесятые праздники.

Облачение Богоматери — вид одежды и атрибуты, которые имеет Богоматерь на иконах. Обычно это мафорий, туника, обшлаг, кайма, туфли или сапожки, чепец, звёзды. Иногда Богоматерь изображается в царских одеждах /84, с. 26/.

Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу — сюжет иконы, на которой изображается в крестьянских одеждах пономарь соборного храма г. Тихвина: пономарь преклоняет колени перед Богоматерью.

Богоматерь изображается сидящей на колоде (древесный сруб) и опирающейся на посох. За спиной Юрыша — Св. Николай в архиерейском облачении с закрытым Евангелием. На заднем плане — лес, изображённый в виде ветвистого дерева. Над деревом среди облаков полуфигура Спаса Эммануила. На полях иконы пишется краткий текст, повествующий о чуде. Первообраз иконы возник в начале XIV в. в связи с построением в 1515 г. великим московским князем Василием Иоанновичем каменной церкви на месте сгоревшей часовни и основанием мужского монастыря, названного Беседным в честь Явления на этом месте Богоматери и Св. Николая (1383 г.)

Празднование иконы отмечается 14 (27) августа /84, с. 213–214/.

Явление Богоматери Сергию Радонежскому — событие, отражённое в сюжетах икон с середины XV в. Изображается в клеймах к иконам Сергия Радонежского как одно из чудес; в мелкой пластике — шиферных иконках и костяной резьбе, исходящих из Троице-Сергиева монастыря. В XVI в. сюжет обрёл самостоятельность: он становится центральным изображением шитых пелен и самостоятельных икон.

Композиция состоит из двух групп, каждая из которых расположена на фоне палат, соединённых единой стеной и велумом над ней. В левой части обычно изображается Богоматерь с посохом, за Нею апостолы Пётр и Иоанн. Рука Богоматери протянута к Сергию, который почтительно наклонился в Её сторону. За Сергием — его келейник преподобный Михей.

Иногда эта группа преподобных изображается коленопреклонённой, прикрывающей ладонями глаза от яркого света, сопровождающего Богоматерь.

В центральной верхней части помещается Ветхозаветная Троица, окружённая облаками /84, с. 214–215/.

Богородичен – церковный стих, посвящённый Богородице.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть