Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

БОЖЬЯ МАТЕРЬ ГРЕБЕНСКАЯ

Божья Матерь Гребенская — чудотворная икона, преподнесённая великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому донскими казаками после поражения татар Мамая 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле.

До этого икона находилась в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон).

«Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленная в 1471 г., гласит: «И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей безценный дар... и по Дону реки достигает ещё казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, своё жалование «за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка».

Чудотворная Гребневская икона считалась древнейшей из казачьих икон.

Часть иконостаса попала в Третьяковскую галерею и музей-заповедник «Коломенское», но среди образов нет того, который можно было бы отождествить с оригинальным Гребневским.

Икона Гребневской Богоматери принадлежит к варианту иконографического типа, который называется «Одигитрия» — «Указующая путь», или «Путеводительница». На иконах этого типа Богородица держит Иисуса на руке, а другой торжественно указывает на него как на путь человечества к спасению. Гребневская икона и её списки необычны тем, что Богородица держит Сына не левой рукой, а правой. Такой тип назывался «Одигитрия Дексиократуса».

На образе Тамбовского музея Святая Дева изображена по пояс и одета в запахнутый красный мафорий — длинное женское покрывало, правая рука Богородицы наполовину скрыта. Левой рукой она указывает на Иисуса. Сложенная в благословляющем жесте правая рука Младенца обращена к Деве Марии, в левой руке он держит свиток. На нём надет золотисто-охристый гиматий — отрез шерстяной ткани, спущенный с правого плеча крупной складкой. Гребневская икона отличается от других икон этого типа ещё и тем, что у шеи Богородицы мафорий расходится и открывает горловину хитона — нижней рубашки. Мастер заключил изображение Девы и Сына в рамку, оформленную растительным орнаментом, который по форме и колориту напоминает хохломской узор. Углы декоративной рамки украшают головы херувимов.

В ХV в., после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 г., когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.

В последующие столетия образ из церкви на Лубянке прославился многими чудесами. В 1612 г. отряды защитников Москвы вместе с Гребневской иконой отбили нападение литовцев, поляков и русских изменников. Спустя пять лет произошло ещё одно чудо – икона осталась цела и невредима в опустошительном пожаре, который уничтожил храм. В середине XVII столетия, с иконой связывали помощь в прекращении эпидемии холеры, а в начале XVIII в. помощь от иконы получила сестра императора Петра Первого Наталья Алексеевна. Она пожертвовала средства на обновление старинного образа и украсила его богатой ризой. Сестра царя пешком прошла из села Преображенское к Лубянке, в сопровождении процессии из приближённых и простого народа, чтобы поместить икону с новой ризой обратно в Успенскую церковь.

Храм был перестроен в каменный и устоял в большом пожаре 1737 г., когда сгорела почти четверть всех зданий в городе. Уцелел храм и во время пожара 1812 г., хотя все здания вокруг сгорели.

До 1917 г. хранилась в часовне на Лубянке в Москве. В книге вкладов записано: «поздравляюще ему об избавлении своём от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих».

По преданию, образ написан в Сиротинском городке. Название «Гребенская» связано с горами — донецкими или кавказскими гребнями, откуда и прибыла в Москву икона «Божья Матерь Гребенская».

В церкви Гребневской Божией Матери на Лубянской площади икона пробыла до 30-х годов ХХ века. Сведения о судьбе иконы теряются после разрушения храма, начавшегося в конце июня 1927 г. и окончившегося в 1935 г. Считается, что икона из храма на Лубянской площади ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Списки с чудотворной иконы находятся в Подмосковье-в Пушкино, Гребнево и Одинцово. Один из списков иконы, датируемый XVIII в., находится в Тамбовском краеведческом музее.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть