АМИДАИЗМ
Амидаизм — ведущее направление буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в V–VI вв. в Китае. Одним из крупнейших идеологов амидаизма был китайский буддийский монах Шаньдао. Понятие «амидаизм» (в работах на европейских языках — Аmidaism или Аmidism) принадлежит западной науке о буддизме. Оно произведено от имени будды Амида, но «амидаистами» условно называют и тех, кто чтит этого будду под китайским именем Амито или под санскритским Амитабха — будда Неизмеримого Света. Японские учёные, как и сами приверженцы этого направления буддизма, обычно называют его «учением о Чистой земле» 浄土教, Дзё до-кё.
В японских и китайских работах по истории буддизма издавна принято и другое название для амидаизма – «памятование о будде» 念仏 (кит. няньфо, яп. Нэмбуцу). Так обозначается главный обряд амидаистов — произнесение слов «Слава будде Амида». К традиции нэмбуцу (кит. няньфо, санскр. буддханусмрити) причисляют всех почитателей будды Неизмеримого Света — индийских, китайских, японских и других.
Канонами амидаизма являются Три Сутры о Чистой Земле. Цель адепта амидаизма — возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, достижение счастливой жизни. Сакральная фраза «Нама Амида Буцу!» («Слава Будде Амиде!»).
Учение Чистой Земли включает в себя школы Восточной Азии, придающие основное значение тем аспектам буддизма Махаяны, которые ставят во главу угла веру в будду Амида, медитацию и повторение его имени, с целью возрождения в его «Чистой Земле» или «Западном Раю». В амидаизме считается, что в рай может попасть любой, кто хотя бы перед смертью раскаялся во всём содеянном, поверил в милость Будды Амиды и смог призвать его по имени. Но скорость попадания в этот рай всё-таки разная, в зависимости от заслуг и прегрешений. «Большая сутра» различает три разряда людей, могущих возродиться в Чистой Земле: тех, у кого высшие, средние или низшие способности. Причины возрождения здесь названы такие: почитание самой этой сутры, стремление достичь просветления, соблюдение заповедей, милосердная помощь всем живым существам, сосредоточенное памятование об Амитабхе и т.д. Сутра рассказывает о двух помощниках Амитабхи — бодхисаттвах Авалокитешваре (観世音, кит. Гуаньшиинь, яп. Кандзэон, «Внимающий Звукам Мира») и Махастхамапрапте (大勢至, кит. Дашичжи, яп. Дайсэйси, «Обретший Великие Силы»). Перечисляются «пять видов зла»: жестокость живых существ друг к другу, несоблюдение меры, стремление использовать других ради своих желаний, пренебрежение совершением благих дел, леность. Тот, кто преодолеет их, сможет достичь освобождения.
Амидаизму противопоставил своё учение японский монах Нитирэн, назвав амидаистов «дьявольскими учителями».
См. Амида1