АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, основанная в 301 году епископом Григором (Григорий Просветитель), сын и преемник которого, Аристакес I, являлся участником Первого Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского.
По преданию, Армянская церковь называется «апостольской», поскольку её основателями были апостол Фаддей и апостол Варфоломей, которые первыми в Армении стали проповедовать христианство. Название это получило распространение с XV века, когда сформировавшиеся в разные времена разрозненные религиозные центры, а также общинные епархии постепенно стали признавать превосходство Верховного Собора 1.
В догматическом и культовом отношении близка к православию (последовательница монофиситства ). С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
В период с 491 по 536 гг. Армянская апостольская церковь (ААЦ) окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.
В IV Вселенском Соборе ААЦ не участвовала, и постановлений его (искажённых переводом) не признала. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским, по имени первого Католикоса Григория Просветителя.
Армянский собор в Двине в 527 г. постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы.
Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173 гг.) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177 гг.), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь. Начиная с XIII в. пыталась распространить своё влияние в Армении Католическая церковь, но безуспешно.
После утраты Арменией своей государственности (XIV в.) Армянская апостольская церковь оставалась централизованной национальной организацией. В XVII—XVIII вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине XVIII в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения Армении ААЦ являлась центром науки и культуры в Армении. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи.
После присоединения Армении к России (1828 г.) царское правительство подтвердило основные привилегии Армянской апостольской церкви.
С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская апостольская церковь заняла лояльную позицию по отношению к советскому государству. После обретения Арменией независимости, ААЦ приняла активное участие в деле становления республики. Важное значение для ААЦ имело принятие в июне 1991 года закона «О свободе совести и религиозных организациях в РА». Закон давал церкви возможность восстановить свои приходы и епархии и способствовать духовному образованию. Были восстановлены запрещённые в советские годы церковные союзы и организации, хоры. Восстановлены заброшенные церкви, строятся новые.
Армянская апостольская церковь возглавляется верховным патриархом-католикосом всех армян. Резиденция патриарха находится в г. Эчмиадзин.